Методы группового опроса экспертов: классификация, общая характеристика, достоинства и недостатки

Методы гр. опроса - это методы, кот. основаны на проведении опроса группы эк-тов с последующим анализом и обработкой полученной от них инф-и. Цель методов - получение гр. экспертной оценки для принятия окончат. решений, основания для выбора, необ-сть принятия решения в ситуации неопределенности, составление научно-обоснованного прогноза, требующего участия группы зависимых и компетентных специалистов в узкой области знаний или в нескольких или нескольких областях знаний.

Преим-ва:1)Возможность разностороннего анализа количественных и качественных аспектов, проблем определения или прогнозирования отдельных характеристик товаров или их совокупности. 2) Взаимодействие между экспертами позволяет значительно увеличить объем суммарной информации, которой владеет группа экспертов по сравнению с информацией отдельного эксперта, входящего в группу.3)Количество факторов, учтенных при групповой оценке и влияющих на результативность принижаемого решения больше, чем сумма факторов, учтенных одним экспертом. 4)При групповой оценке меньше вероятность ошибки принятия в качестве основных факторов и показателей тех, которые не имеют существенного значения для решения проблем. 5)Возможность получения обобщенного и более представительного результата оценки. 6)В большинстве случаев групповая оценка более надежна, чем оценка отдельного эксперта.7)Коллективная ответственность позволяет специалистам принимать более рискованное решение.

Нед-ки:1)Трудности в получении надежной и согласованной оценки. 2)Получение не одинаковых ответов на один и тот же вопрос с большим раз ростом мнений из-за разной компетентности экспертов.3)Получение однозначных ответов не гарантирует их обоснованности и достоверности, причем при проведении экспертизы это невозможно проверить.4)Количество неверной информации у группы экспертов больше, чем у отдельного эксперта. Это может привести к значительным ошибкам в конечных результатах.5)Возможность конфронтации, когда отдельные эксперты в силу неуверенности или иных причин могут не соглашаться с мнением большинства.

Для компенсации указанных недостатков и повышения надежности результатов групповой оценки она должна соответствовать следующим требованиям:1)Приемлемое распределение оценок, полученных от эксперта, которое указывает на независимость их мнений. При этом должны быть установлены причины разных мнений и даны их обоснования. 2)Групповая надежность, которая выражается в совпадении или в близости конечных результатов, которые получены при обобщены оценок по определенной проблеме двумя под группами экспертов, выбранных случайным образом.

3) Подготовка экспертизы, снижающая систематические и случайные погрешности при ее поведении.

Приемлемое распределение оценок может быть рассчитано методами математической статистики для выявления грубых погрешностей и их устранения. При этом может быть использованы правило трех сигм или статистические приемы оценки вариации в рядах распределения.

Групповая надежность оценок во многом определяется индивидуальной степенью надежности экспертов как одного из важнейших критериев их оценки. Под степенью надежности эксперта понимается относительная частота случаев, когда она эксперт приписал наибольшую вероятность тем гипотезам, которые в последствия подтвердились. Но учитывая, что эксперт работает в группе, вводят понятие его относительной надежности (НО), которое рассчитывается как отношение надежности одного эксперта (НИ) к средней степени надежности, вычисленной для некоторой группы экспертов (НС). НО = НИ / НС

Подготовка экспертизы заключается в создании модели экспертизы и в материально-техническом обеспечении отдельных ее этапов. Основные этапы проведения экспертизы следующие:

1) Постановка цели и определение задач экспертной оценки

2) Формирование рабочих групп специалистов-аналитиков

3) Разработка процедуры опроса

4) Отбор и формирование группы экспертов

5) Проведение опроса

6) Анализ и обработка информации, полученной группой экспертов

7) Синтез информации об объектах экспертной оценки и ее результатов, приведение их в форму, удобную для принятия решений

При использовании методов группового опроса важное значение имеет процедура отбора экспертов и формирования экспортной группы.

2.8. Методы оценки качества эксперта: классификация, общая характеристика, достоинства и недостатки.

При отборе экспертов могут использоваться различные методы оценки качества эксперта:

При формировании гр экспертов важным фактором явл их компетентность, т.к. от этого зав-т надежность экспертов и достоверность эксп-зы. Для определ компетентности экспертов исп методы оценки качества экспертов: эвристические оценки (вкл самооценку (м-д, при кот комп-ть оценив-ся самим экспертом. Самооценка зависит от психологи особенностей эксперта, степени их удовлет-ти собой, понимания оценочной шкалы. Она отличается степенью субъективизма), взаимооц-ку (м-д, при кот оценка экспертов опред как средн из оценок, назнач-мая др экспертами, т.е каждый эксперт дает оценку всем остальным экспертам и затем оценивается усредненный результат), оц-ку аргументности и знакомства с обьектом эксп-зы (м-д, при кот оценив-ся степень специализации экспертов и факторов, влияющих на их компетентность), оц-ку раб.группой (м-д, кот преднаначен для колич хар-ки заинтересованности экспертов в эксп орг и его внимательности в ходе опроса. Проводится специалистами -аналитиками)); статист оц-ки – это оценки, получ в рез-те обработки суждений экспертов об объекте оценки. (вкл оц-ку по отклонению от средн мнению группы (оценка, основан на предпосылке, что действ значением груп эксп оценки явл средн оценка эксп группы. Поэтому, чем меньше отклонение инд эксп оценок, тем более высоким признается кач-во эксперта, давшего эту оценку), оц-ка обьективности (оценка соблюдения экспертом принципа объективности, его способностей к беспристр оценке конкр образцов товаров)); тестовые оц-ки – оценки, при кот тестируется психологофизиол особенности экспертов. (вкл оц-ку воспроизводимости рез-та (оценка степени близости инд оценок эксперта, проведен через опред промежутки времени.), оц-ку квалиметр компетентности (оценка теорет знаний эксперта в области методов оценки кач-ва, а также оценка практич умений применять данные методы.), оц-ку обьективн корректиров своих суждений (сп-ть экспертов оценивать испыт-мый объект независимо от оценок др экспертов. Она выявляет отсутствие у эксперта комформизма)); документ оц-ка – оценки экспертов, основанные на документальном подтверждении его соответ-вия установл требованиям.(вкл оц-ку компетент по отдельн док-ным данным и оц-ку компетентн по служебн статусу эксп-та); комбиниров оц-ка – оценки, основ на совм использовании разл методов оценки кач-ва экспертов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: