Соотношение пронстранственной и темпоральной характеристик бытия

В двух словах темпоральность – это протяженность во времени. Звучит несколько непривычно – принято говорить лишь о пространственной протяженности объектов, их геометрических размерах, а тут «размеры во времени».

1. Гармоническое колебание и характерное время процесса

Темпоральность или темпоральная протяженность объекта – это такая же его характеристика как и его размеры в пространстве. Наиболее обще темпоральность можно определить как интервал времени, на котором может быть установлена исчерпывающая специфичность объекта (процесса, организма, действия). Наиболее близкое по смыслу к темпоральности понятие из традиционного лексикона описания объектов «характерное время процесса». Но это отнюдь не одно и то же: «характерное время» используется исключительно для описания процессов, а не произвольных объектов. Наглядно продемонстрировать, что такое характерное время можно на примере гармонических колебаний – оно равно половине периода колебания, то есть промежутку времени, на котором полностью определяются параметры колебаний. И на этом же примере можно пояснить отличие темпоральности от характерного времени: темпоральность всех гармонических колебаний – с любым периодом колебания, а следовательно и с любым характерным временем – одинакова. И вообще, можно заранее сказать, что темпоральность не выразима в единицах времени.

2.Противопоставление пространственно-структурного и темпорального анализа

Темпоральный анализ объекта следует противопоставить структурному. Есть объекты, чья специфика определяется исключительно его пространственной структурой, которая полностью представлена в одномоментном срезе. Таковы, к примеру кристалл, все свойства которого задаются пространственным положением, составляющих его атомов. Следовательно, темпоральность кристалла можно принять за нулевую (если пренебречь темпоральностью самих атомов) и называть их сугубо пространственными объектами. В противоположность кристаллам существуют исключительно темпоральные объекты – не обладающими никакой пространственной структурой в какой-либо момент времени. Такова, скажем, одноголосая музыкальная мелодия. Как целостный объект мелодия может быть определена лишь на отрезке времени ее звучания (без повторов), который и задает ее темпоральную протяженность. Понятно, что в моментальном срезе нет ни то что мелодии, а даже единичной ноты, последняя фиксируется на промежутке времени не меньшем полупериода ее колебаний.

3. Пространственно-темпоральные объекты

В отличие от кристалла и мелодии, которые являют собой образцы чистых пространственного и темпорального объектов, другие объекты определены как пространственно так и темпорально. К примеру биологическая клетка имеет достаточно однозначную пространственную структуру, которая, однако, не исчерпывает ее специфичность как объекта. Клетка может быть адекватно описана только при анализе ее жизнедеятельности на промежутке времени не меньшем, чем период между делениями. Именно этот промежуток и определяет темпоральность клетки. Понятно, что темпоральность многоклеточного организма больше, чем темпоральность клетки и так же соотносима с периодом репродукции организма.

4. Пространственная и темпоральная сложность объектов

Темпоральность, как и пространственная структурность характеризуется сложностью. Очевидно, что гармоническое колебание обладает элементарной сложностью. Эта сложность, а следовательно и темпоральность, как я уже отмечал, одинакова для волн любого периода колебаний. Клетка же в пределах своей темпоральной протяженности характеризуется значительно более высокой сложностью, чем простое колебание – цикл жизнедеятельности клетки между делениями включает множество последовательных и параллельных процессов, состоящих из огромного количества событий. Из этого сравнения можно сделать вывод, что темпоральность лишь косвенно связана с характерным временем, то есть с нечто измеряемым в секундах и днях, а определяется количеством вмещенных в этот промежуток событий. В противном случае волна с большим периодом колебаний будет характеризоваться большей темпоральностью, чем живая клетка, а мелодия из нескольких протяжных нот окажется более темпоральна, чем каприс Паганини. То есть следует говорить, что нота характеризуется единичной темпоральной сложностью или единичной темпоральностью, а темпоральность мелодии равна как минимум количеству использованных нот. (Понятно, что темпоральность кристалла как ее не определяй равна нулю). И далее, говоря о темпоральности объектов будем подразумевать именно их темпоральную сложность (событийную насыщенность), а не характерное время. Тут прослеживается полная аналогия со сложностью пространственных объектов, которая определяется не их размерами, а количеством разнообразных элементов и связей.

Итак, исходя из самых общих соображений на основе простых примеров (кристалл, клетка, мелодия) я показал, что окружающие нас объекты могут описаны как целостности не только как протяженные в пространстве, но и протяженные во времени, то есть имеющие и пространственные и временные объем и структуру, как пространственно-темпоральные. Как пространственные они в каждый момент времени имеют определенные геометрические размеры и структуру – фиксированное пространственное распределение частей. Как темпоральные, объекты представлены последовательностью событий, которые так же как пространственные части объекта могут пониматься как элементы, образующие их распределенную во времени темпоральную структуру.

5. Темпоральные и пространственные системы, системное качество

Предшествующий текст подвел нас к вполне обоснованному переходу к обсуждению пространственно-темпоральных объектов на системном языке, то есть к использованию таких понятий как пространственные и темпоральные системы. Хотя следует отметить, что в этом переходе нет никакого особого глубинного смысла, связанного с привлечением пресловутой теории систем и т.д. Просто в большинстве случаев вместо понятий «сложный объект» и «части сложного объекта» (а обсуждая темпоральные объекты мы именно имеем ввиду именно сложные объекты, то есть объекты имеющие распределенную во времени структуру) использовать понятия «система» и «элементы». По сути, система, в самом общем смысле, и есть ничего более, чем сложный объект – совокупность объектов, имеющая самостоятельную целостность, обладающая какой-то определенностью, отличной от определенностей составляющих его объектов-частей (элементов). Далее эту определенность сложного объекта/системы мы будем называть системным качеством. Кристалл является примером чистой пространственной системы – ее системное качество (форма и размер) не зависит от времени и полностью фиксируется в одномоментном срезе времени (понятно, что это так, если перед нами статическая куча). Системные качества кристалла, скажем твердость алмаза, так же не зависят от времени и полностью определяются его пространственной структурой.

6. Темпоральная система (мелодия), системное качество, темпоральная структура

В качестве наглядного примера темпоральной системы рассмотрим более подробно уже упомянутую музыкальную мелодию. Перед нами множество элементов-нот, вместе составляющих некоторую целостность, сложный объект, обладающий собственными системными качествами – несводимыми к качествам элементов (нот). Например, можно указать такое системное качестве мелодии как тональность– ведь понятно, что единичная нота сама по себе не может иметь тональность – ни ля минор, ни си-бемоль мажор – для фиксации тональности требуется более трех нот. У мелодии можно выявить вполне конкретную структуру (в какой-то степени регулярную, а в какой-то степени – нет) – ноты в мелодии имеют однозначные связи – последовательность и длительность. В отличие от сугубо пространственных систем (кристалл) чистая темпоральная система, которой и является мелодия, обладает, соответственно, темпоральной (распределенной во времени) структурой – ноты, как элементы мелодии, не находятся в единовременном срезе. Напомню, что в моментальном срезе не существует и самих элементов мелодии нот – они хоть и элементарные, но то же темпоральные объекты, то есть не могут быть определены в моментальном временном срезе. Получается, что такая система как мелодия вообще отсутствует в единичном моменте времени и может быть определена, как система (то есть как сложный объект обладающий системными качествами) лишь на всем периоде звучания – от первой ноты, до последней.

7. Биологический организм (бабочка) как пространственно-темпоральная система

Рассмотрим некоторые особенности соотношения пространственных и темпоральных систем на таком примере как биологический организм. Пространственная структура биологического организма, то есть положение всех его элементов (органов, клеток, молекул) в единовременном срезе, не может дать нам представление о нем как о системной целостности, о его системном качестве – жизни. Пространственная структура организма – это, по сути, мертвое тело. Более того, если рассматривать организм со сложным, этапным индивидуальным развитием (онтогенезом), скажем организм бабочки, то структурный анализ отдельных стадий – яйцо, гусеницы, куколки, взрослый организм с крылышками – может привести к выводу, что перед нами не одна система, а не имеющие ничего общего друг с другом объекты – самостоятельные пространственные системы с существенно отличающимися структурами.

Следовательно, если мы хотим описать биологический организм как целостный, то должны представить его в виде системы, включающей в себя в качестве элементов события, распределенные во времени на периоде полного цикла жизнедеятельности организма от рождения до воспроизводства потомства, то есть как темпорально-пространственную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: