Первобытное общество. Происхождение государства и права

В первоб. обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непоср. общественными, коллективными, орудия труда - примитивными, собственность - общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

Форма соц. организации - род, а не государство. Соц. власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции военных лидеров.

В эпоху неолита изменились произв. отношения - появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торг. центры).

В землед. общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущ. неравенство.

Все эти факторы неизбежно повлекли возникновение государства. Власть вождя стала передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и проф. жрецы, кот. также заинтересованы в укреплении гос власти.

В странах с вост. типом производства - в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя - развитие экономики связано со строительством гранд. ирриг. сооружений. Для их эксплуатации необходимо сохранение крест. общины и жесткая центр. власть. Возникает мощное бюрократ. государство чиновников и жрецов с огромной властью В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.

В связи с возникновением классов появляется и государство как орудие класс. господства, обос. от общества и вместе с тем вып. не только классовые, но и общесоц. функции - охрану от вн. врагов, поддержание внутр. правопорядка, а в вост. деспотиях - и функцию организации сельскохоз. работ.

Соц. нормы первоб. общества - мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обож. правителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: