Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, общественного договора, насилия)

1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея - всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом. Но, напр., для Древнего Египта и имп. Рима характерно обожествление императора. В христианстве эта идея неприемлема. Более того, Фома Аквинский даже обосновывает право народа на свержение монарха. С его точки зрения в формуле "всякая власть от бога" имеется в виду лишь абстр. власть, а не власть конкр. монарха. Если монарх угнетает своих подданных-христиан, народ вправе его свергнуть для установления христ. власти.

2. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон власть монарха сравнивает с властью отца над членами семьи. Патр. теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера "Патриарх", где он доказывает получение власти от Бога "патриархом", а затем передачу ее уже своим потомкам - королям.

3. Договорная теория (теория общественного договора) получила распространение в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Гоббс признавал ест. права человека, но полагал, что первонач., "ест. состоянием общества" была "война всех против всех", хаос, в котором "человек человеку волк". Поэтому люди, дабы обеспечить свою безопасность, передали все свои права государю. Власть государя безгранична. Локк полагал, что люди вовсе не передали государю своих прав, а напротив избрали его для защиты этих прав. С точки зрения Руссо, общ. договор - это лишь необх. юрид. фикция, некая общая воля народа, кот. должно следовать гос-во. Причем общая воля - это не воля большинства, она формируется наиболее развитой в нрав. отношении частью общества.

4. Теория насилия во 2ой пол. XIX в. разрабатывалась в Австрии соц. дарвинистом Л. Гумпловичем и в Германии социал-демократом К. Каутским. Причину происхождения гос-ва они видели не в экон. отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Победители властвуют, побежденные становятся подвластными. Гос-во - это естественно (т. е. путем насилия) возн. организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: