Концепция неявного знания М.Полани и многообразие научных традиций

Традиции различаются по способу существования:

1) вербализованные (в виде текста)

2) невербализованные (в виде неявного знания).

Известный химик и философ М.Полани убедительно показал в конце 50-х годов нашего века, что предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, т.е. выразить в языке. У каждого ученого, например, есть какие-то представления о том, что такое красивая теория или красивое решение задачи, изящно поставленный эксперимент или тонкое рассуждение, но об этом трудно говорить. В самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно. Знания такого типа Полани назвал неявными знаниями. Ценностные ориентации можно смело причислить к их числу.

Итак, традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет.

Не трудно заметить, что в основе неявных традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов. Это существенно: одно дело, если вам продемонстрировали технологию производства предмета, например, глиняной посуды, другое - показали готовый кувшин и предложили сделать такой же. Во втором случае вам предстоит нелегкая и далеко не всегда осуществимая работа по реконструкции необходимых производственных операций. В познании, однако, мы постоянно сталкиваемся с проблемами такого рода. Например, наука знает немало примеров удачных классификаций, масса ученых пытается построить нечто аналогичное в своей области, но никто не владеет рецептом построения удачной классификации.

Нечто подобное можно сказать и о таких методах, как абстракция, обобщение, формализация и т.д. Мы можем легко продемонстрировать соответствующие образцы продуктов, т.е. общие и абстрактные высказывания или понятия, достаточно формализованные теории, но никак не процедуры, не способы действия.

5. Основные теоретические подходы к исследованию науки.

6. Особенности научного познания.

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.
Научное познание формируется на основе обыденного.
Особенности научного познания:
1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.
2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
4. Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.
5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.
6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.
7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.
8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.
9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).
10. Специфическими характеристиками обладает субьект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, этические принципы.
Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Научное познание — это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.
Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.
Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.
Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.
В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», а человек, в свою очередь, как органичная его частичка, через которую постоянно проходят силовые линии мирового круговорота. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой — к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.
Художественная деятельность несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, о культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.
Специфической формой освоения действительности в искусстве является художественный образ,мышление в образах, «чувствующая мысль». Наука же осваивает мир, прежде всего в системе абстракций.
Cпецифика религиозного познания состоит не только в способности к трансцендированню. к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного ("сверхъестественного") мира — проще говоря, Бога или богов.
Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.
Важнейшим понятием религии и религиозного познания является вера. В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта: а) религиозная вера; 6) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества.
Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свойфрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение).
Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру.
Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета.
Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия наосмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания и т.д.

7. Наука в культуре современной цивилизации.

В 19 веке, а иногда и позже, господствовало представление согласно, которому ученые существуют как бы в некоем вакууме. Специфика окружающей его социо-культурной действительности не влияет на него, поэтому, при написании истории науки можно не учитывать эту социо-культурную действительность. Однако развитие истории науки (связанное с работами Александра Кайре) опровергло это представление. Сначала Кайре, всед за ним и др. убедительно показали, становление: новой европейской экспериментальной классической науки невозможно понять без учёта окружающих ученого социо-культурных феноменов (религия, философия, искусство, политика и даже экономика).
Более того анализ социо-культурной действительности (типов общества) позволяет ответить на 1 из главных вопросов: почему в некоторых обществах есть наука, а в др. нет.
Давно замечено, что генезис (происхождение) новой европейской науки и нового европейского общества параллельные процессы, причём чуть впереди идёт происхождение общества, отсюда мы можем предположить, что появление новой европейской науки связано с особенностями общества модерна, дальше можно предположить, что отсутствие науки до 16 века связано с особенностями традиционного общества, который существует до появления общества модерна.
Слово наука имеет широкое и узкое значение: В широком значении наукой может быть всё, т.к. под наукой понимается некая совокупность знаний и методов; в узком смысле под наукой понимается специфический род деятельности знаний, отличные от обыденной жизни, мифологии, религии, искусства, а иногда даже и философии.
В узком значении было 3 парадигмы (понимания): 1) антично-средневековое понимание науки (6 век до рождения Христова) – 15-16 в.в.; 2) новое европейская (экспериментальная классическая наука) – 16-19 в.в. (от Галилея до Эйнштейна); 3) постнеклассическая наука (20-21 в.в.)
Многие современные исследователи считают, что за всю историю человечества существует 2 типа обществ: 1) традиционная, религиозная, восточная, аграрная, коллективистская; 2) либеральная (свободная), атеистическая, западная, индустриальная, индивидуалистическая, информационная.
Традиционное или религиозное общество этого типа всегда является социо-культурной конкретизацией той или иной религии, т.е. в религио-центрисском обществе есть определённая религия является доминирующей, смыслообразующей для данного общества. Все социальное и индивидуальное бытие этого общества должно соответствовать установкам данной религии.
Любая религия с т.зр. социологической может быть квалифицирована как традиция (traditio-передание чего-либо из поколения в поколение).
В случае с обществом идёт речь о передаче системы знания, норм, т.е. культуры, любое общество пронизано традициями, придают устойчивость обществу.
В реальной жизни существует несколько конкурирующих традиций: в традиционном обществе всегда есть одна главная правильная, истинная традиция в то время как все остальные традиции таковыми не являются.
Почему в традиционных обществах не было науки в ново-европейском смысле? Для этого есть общерелигиозные и частнорелигиозные причины.
Общерелигиозные: минимум любой религии является вера в загробную жизнь. Таким образом любая религия в большей или меньшей степени ориентирована на не земную действительность, а на сверхземную. Вся жизнь человека, все его усилия должны иметь ввиду именно эту действительность. В этой ситуации ценность земной действительности не велика в том числе и даже в особенности в аспекте её изучения.
Другими словами религия хоть и не запрещает науку, однако делает её необязательным занятием не имеющим не особой теоретической и практической значимости.
Частные общерелигиозные причины: одна из типологии религий предполагает, что все религии делятся на 2 вида: 1) натуралистические и 2) супронатуралистические. 1) так или иначе смешивают Бога и природу (языческие религии); 2) четко различают природу Бога и мира.
Частная причина связана с язычеством. Если допустить, что природа это и есть Бог, то экспериментальное исследование природы становится глумлением над Божеством. В этом смысле все исследователи отмечают, что возникновение Христианства было 1-ой предпосылкой появления нового науки в новом времени.
Христианство чётко различило божественную действительность и внебожественную действительность. Уже на первой странице библии подчеркивается, что Солнце и луна- обычные астрономические тела, не имеющие никакой божественности.
Кроме того христианство сказало, что человек-царь природы, её хозяин. Как показал фр-кий исследователь А. Кожев в 30-е годы христианство стёрло античное различие естественного и искусственного, небесного и земного сделав возможным эксперимент.
С т.зр античной науки есть подлунный мир (земной) – постоянно изменяющийся, никогда себе не тождественный. А есть мир надлунный (божественный) этот мир неизменный, т.е. математический.
Математика применима только к надлунному миру, а к подлунному не применима. Разницу между надлунным и подлунным мирами ликвидировало христианство.
Если земные тела могут сопрягаться, с божественной реальностью, то математики стала применима к подлунной сфере.
Однако почему же наука появляется в 16 веке, а не во 2м: 1) в науке господствовала концепция Аристотеля, кроме того действовала общерелигиозная причина.
В 15 веке участие населения (интелегенция) происходит кризис вер, причина идеологический плюрализм эпохи возрождения.
Потеряв мировззренческую ориентацию эти люди попытались найти ей замену, причем такую, чтобы она была максимально очевидным-эмпирическая действительность.
Наука это и есть попытка построения знания опираясь на эмпирическую действительность, попытка обречённая на неудачу, потому что наука не является мировоззрением.
Однако главным фактором, который способствовал бурному развитию новой европейской науки является её способность порождать в больших количествах практически значимые явления (техника). Именно это сделало науку весьма интересной имеющих власть и деньги.

8. Функции науки в жизни общества.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств.В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить следующие основные группы, выполняемых ею социальных функций:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: