Монтескье

Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Уже его “Персидские письма” (1721) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян”(1734) с восторгом читались и перечитывались современниками. Его “Дух законов”(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших политических и юридических умов не только Франции, но и всего мира. В “Рассуждениях” Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением консервативной суровой доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В “Духе законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским, монархическим или деспотическим.

Исходные понятия “Духа законов” отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о необходимых отношениях, вытекающих из природы вещей. Однако в детальной разработке учения о законах общежития Монтескье не связывает себя целиком натуралистическими абстракциями. Его задача юридическая, и решается она на широкой основе сопоставлений политического строя и законодательства Англии и Франции с республиканским и императорским Римом. Монтескье - первый ученый, применивший сравнительный метод при изучении вопросов права и философии права.

Сравнительный метод доставил Монтескье материал для обоснования его взгляда на главнейшие типы государственного устройства, на условия их процветания и упадка. Способ изложения Монтескье - дедукция. Из того или иного определенным образом толкуемого им принципа - аристократической республики, демократической республики, монархии, деспотии - Монтескье выводит наиболее целесообразные при данном строе законы и нормы государственного устройства, виды и пределы полномочий властей и т.д. В это юридическое исследование вторгается, однако, мощная струя натуралистических взглядов на причины общественных явлений. Сама возможность существования различных типов государственного устройства объясняется у Монтескье не социально-историческими условиями возникновения государств различного типа. Она выводится из соответствия между образом правления и физическими свойствами страны, ее пространственным протяжением, ее климатом и лишь затем из образа жизни народа, из его главных занятий, из степени его материального благосостояния, из его религиозных взглядов, нравов и т.д.

Во всех типах правления Монтескье исследует условия, при которых они выполняют свое назначение - обеспечивают личную свободу, и условия, при которых они вырождаются в деспотизм.

Основная гарантия свободы - учреждения, сдерживающие и ограничивающие произвол. В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть, т.е. любовь к республике, преданность каждого лица к общегосударственному делу.

Вразрез с учением Гоббса Монтескье провозгласил первым законом естественного права не “войну всех против всех”, а мир.

Для общества, вышедшего из первоначального, “естественного” состояния, основным принципом международного права Монтескье считал закон, согласно которому народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла.

Уже в “Персидских письмах” Монтескье осмеял деспотические формы абсолютизма во Франции. В “Духе законов” деспотизм провозглашался типом власти, противоречащим природе человека. Бесправному и беззащитному состоянию гражданина при деспотической власти противопоставлены гарантии строгой законности и личной безопасности. В учении о наказании он проводит твердое различие между действием и образом мыслей. Он настаивает на том, что наказанию подлежит только совершенное человеком действие, а не мысли, расходящиеся с существующими верованиями или установлениями. Карать за образ мыслей - значить уничтожать всякие гарантии свободы. Жестокости и бессмысленности фанатизма Монтескье противопоставляет принцип полной веротерпимости. Он возвышает свой голос против отвратительной практики пыток. Одним из первых он выступает в защиту негров и требует запрещения рабовладения.

Монтескье явно идеализировал конструкционную монархию.

Эта идеализация, а также развитая им теория деления властей на власть законодательную, исполнительную и судебную отмечены печатью исторической обусловленности и ограниченности. Однако именно эта теория сделала Монтескье одним из знаменитейших писателей его века

10.Трансцендентальная философии И.Канта.

В целом, немецкая классическая философия антропологична. Это философия деятельности, центральное место в ней занимает активный субъект познания, преобразования и творения мира – человек.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – основоположник немецкой классической философии. Перед Кантом стояла интеллектуальная задача, представлявшаяся во второй половине ХVIII в. совершенно невыполнимой. Ему предстояло примирить притязания классической науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлением философии о том, что опыт не способен стать основанием для подобного знания (скептицизм Беркли, Юма). Так кто же был прав – Юм или Ньютон? Кант должен был так решить эту задачу, чтобы ее решение удовлетворило как требования Юма, так и Ньютона, т.е. скептицизм и науку.

Переворот, совершенный Кантом в философии, называют «коперниканской революцией» (70-80е гг. ХVIII в.). В чем ее смысл и содержание?

1. Кант призывает выяснить, что разум может и чего не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.

2. Кант стремится раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания и мышления. Эти вопросы рассматриваются в «Критике чистого разума», «Критике практического разума».

Категории и основные положения гносеологии Канта сводятся к следующему. «Вещь сама по себе» – «ноумен». Ноуменальный мир существует за пределами нашего опыта и теоретического мышления и не зависит от них. Объективный мир – ноуменальный. Кант по большей части не сомневается в существовании этого мира. «Вещь в себе» – идеал нашего знания, выступающий в качестве регулятива познавательной деятельности человека. Он недостижим. «Вещь-для-нас» – феномен. Феномен – это данность вещи через ощущения. Мы знаем, что вещь есть, существует независимо от сознания, действует на наши органы чувств, является источником созерцания. Эта вещь сугубо неопределенная, выступающая как хаос ощущений и впечатлений о ее различных внешних сторонах (вес, цвет, запах, вкус, форма, перемещение).

Рассудок и разум – это способность человека к мышлению и рассуждению. Кант предположил, что природа человеческого рассудка и разума такова, что они не могут пассивно воспринимать чувственные данные. Происходит их активное усвоение и переработка. Учение Канта о рассудке и разуме называется трансцендентальной логикой. Трансцендентальный – от слова «переступать», т.е. выходить за границы наших чувств. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания, способность производить понятия, строить принципы и умозаключения. Наш разум включает ряд идей, имеющих трансцендентальный характер: например, идея добра как такового или совершенного государственного устройства. Идеи не могут быть показаны в опыте, т.к. им не соответствует никакой опыт, но вместе с тем это не химеры. Хотя совершенного государственного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выступает в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь ею, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству.

Априорное знание. Что Кант подразумевает под данным термином? 1) Это упорядочивающая и организующая способность рассудка и разума. Ощущения дают многообразные впечатления о предмете и его свойствах. Но ведь должно существовать нечто, что упорядочивает, организует мир ощущений. Таким организующим началом не могут быть сами ощущения. Таковыми выступают априорные формы рассудка и разума, благодаря которым мы получаем целостное представление о предмете. Эти формы являются элементом активной человеческой способности. 2) Априорное знание не имеет источника в опыте и не допускает опровержения со стороны какого бы то ни было опыта. Оно извлекается не из знания о мире как таковом, а из знания о том, как мы устроены, как устроена наша познавательная способность. Априорные понятия (или категории «чистого разума»): «всеобщая причинность», «субстанция», «всеобщий порядок», количество (единство, множество), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношения (самостоятельность существования, общение как взаимодействие между действующим и подвергающимся действию), модальность (возможность-невозможность, необходимость-случайность).

Априорными являются также понятия «пространство», «время», которые Кант называет «чистыми формами созерцания». Подход к пространству и времени здесь не естественнонаучный, а философский: т.е. имеется в виду не свойства вещей самих по себе, а законы и формы мышления, присущие каждому человеку. Это субъективное пространство и субъективное время. Почему Кант считает данные понятия не эмпирическими, а априорными? Он говорит, что в ощущениях внешних предметов, т.е. вместе с опытом, мы не приобретаем представления о пространстве и времени, которое носило бы характер всеобщности, необходимости. Мы всегда воспринимаем предмет как данный в пространстве и времени, т.е. встроенный в какую-то пространственную и временную последовательность. Отсюда Кант делает вывод, что наше сознание изначально, т.е. до всякого опыта должно располагать своеобразными всеобщими критериями, позволяющими устанавливать положение предметов, перемену ими места, констатировать отношения последовательности, одновременности.

Кант отвергал классическое понятие истины как полного соответствия знания действительности. Истинные знания, по его мнению, имеют всеобщий и необходимый характер, и вместе с тем дают новое знание. Таковы утверждения науки, философии, образующие мир законов, принципов, постулатов. Они обычно начинаются со слов «все и вся», означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний.

Можно сделать такие выводы из кантовской гносеологии. Лишь союз мыслей и чувств может принести человеку знание вещей, имеющее объективную ценность. Не все свои знания человек получает через чувственные ощущения. Мир объективных реалий, т.е. «вещей самих по себе», закрыт для истинного познания. Вещи «являются» нам, и мы знаем только эту сторону, но не сущность саму по себе. Необычное решение Кантом назревшей интеллектуальной задачи заключалось в предположении, что соответствие между разумом и миром в науке действительно имеет силу. Однако не в том наивном смысле, который был принят до сих пор, но в том более критически заостренном смысле – тот «мир», который объясняет наука, представляет собой мир, уже приведенный в порядок при помощи познавательного инструмента самого разума. Человек познает объективную действительность в точности до той степени, в которой эта действительность отвечает построению самого разума, присутствующим в нем априорным категориям (причинности, порядка, времени, пространства).

Т.о., помимо разума и чувств Кант соединил ранее разделенные скептицизм и научное знание. Получилось, что правы и агностики, и ученые, верящие в истинность своих результатов. Только результаты науки могут претендовать не на абсолютную, а на интерсубъективную (общечеловеческую) истину, что оказывается достаточным для практической деятельности людей.

Кант занимался также решением нравственных вопросов. Задача Канта была понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога. Для ответа на вопрос философ обращается к сфере человеческой свободы. Ярчайшим проявлением свободы он считает способность человека добровольно и осознанно подчиняться принуждению морального закона, а значит самостоятельно следовать долгу. Моральный закон – это категорический императив, который носит абсолютный и всеобщий характер. Он непосредственно обращен к действующему человеку и заключается в трех положениях: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в поступках надо исходить из того, что человек является высшей ценностью, а не средством; 3) все поступки должны вести к общему благу. Бог, считает Кант, есть для того человека, кто в него верит. И эта вера - моральный закон. Т.о., у Канта нравственное слито с божественным.

Право основывается на нравственных законах, поэтому необходимо ликвидировать все формы личной зависимости, утверждать личную свободу и равенство всех перед законом. Это возможно только в республике. В международном праве Кант настаивал на отмене «права сильного» государства защищать свои интересы в ущерб слабым, и единственное средство для достижение этого – создание равноправного союза народов.

11.Законы диалектики Г.В.Ф.Гегеля.

Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: