И.В. Сухорукова

студентка бакалавриата 4 курс СР

научный руководитель:старший преподаватель Н.В. Стерликов

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Вопросы улучшения положения детейи семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России.

После ратификации СССР Конвенции ООН «О правах ребенка» 13 июля 1990 года, Россия как правопреемница СССР представила первый доклад о реализации Конвенции в РФ.

По данным ежегодного «Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации» за 2013 год: число учреждений социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 3 058 единиц (в 2011 году – 3 295 учреждений, в 2012 году – 3 180учреждений), в том числе 709 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (в 2011 году – 768центров, в 2012 году – 748центров).

В 2013 году численность несовершеннолетних, получивших социальную реабилитацию, составила 249,7 тыс. человек (в 2011 году – 202,6 тыс. человек, в 2012 году – 255,4 тыс. человек).

В 2013 году число детей, вернувшихся в родные семьи после пребывания в учреждениях социального обслуживания, составило 112,7 тыс. человек или 45,1% от общего числа детей, прошедших реабилитацию (в 2011 году – 112,5 тыс. человек или 55,5%, в 2012 году – 112,1 тыс. человек или 43,8%) [1].

В связи с этим, наш исследовательский интереспри написании курсовых и дипломной (квалификационной) работы обращен к содержанию реабилитационной работы с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационных центров, изучению уровня ее эффективности, разработке путей ее повышения.

Для всестороннего изучения выбранной темы, мы проанализировали историю становления социального призрения детей в России и историю развития социальной работы с несовершеннолетними в зарубежных странах, и пришли к следующим выводам: для нашего государства характерны такие формы устройства детей как помещение в интернатное учреждение или замещающую семью; зарубежных же странах, помимо интернатных и семейных форм устройства, социальные службы оказывают содействие самостоятельному успешному независимому проживанию ребенка.

Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-реабилитационную деятельность учреждений для несовершеннолетних, свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику безнадзорности как социального явления.

В ходе выполнения курсовых исследований мы изучили понятийный аппарат, используемый в социальной работе с несовершеннолетнимидетьми и подростками. Проанализировав основные термины, мы акцентируем внимание на том, что изучение проблем детей, детства и отрочества, характерное для социальной работы, опирается на данные социологии, социальной психологии, социальной педагогики и других отраслей научного знания о человеке. С учетом этих показателей, мы считаем что, при разработке реабилитационной работы с несовершеннолетним специалист по социальной работе должен использовать не только узкопрофильные методики, но и, главным образом, психолого-педагогические формы и методы работы.

Для оценки состояния реабилитационной работы мы сочли целесообразным рассмотреть деятельность отдельно взятого социально-реабилитационного центра. В качестве базы исследования нами был выбран Дмитровский межрайонный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Серпантин». Это учреждение включает в себя два отделения: отделение социальной реабилитации с круглосуточным пребыванием и отделение дневного пребывания.

В Центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающиеся в социальной реабилитации, обратившиеся за помощью самостоятельно, или прибывшие по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства. Согласно нормативным требованиям общая численность воспитанников в Центре не должна превышать 24 человека [3].

В целях исследования 18 апреля 2014 года в игровой комнате Центра мы провели анкетирование 10 несовершеннолетних – воспитанников центра «Серпантин» в возрасте от 12 до 16 лет. В ходе исследования участникам предлагалось ответить на вопросы анкеты «Молодежный образ жизни» [5].

Осуществив качественный анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что воспитанники социально-реабилитационного центра не ставят перед собой высоких жизненных целей, наивысшей ценностью считают достаточный уровень материальной обеспеченности, создание семьи планируют на ранний возраст или не планируют вообще.

Мы также проанализировали «Отчет специалиста по социальной работе с семьей за 2014 год» [2] и получили следующие результаты: из 26 семей, находящихся на социальном патронаже Центра по причинам – социально-опасное положение(9) и трудная жизненная ситуация(17), в отделение социальной реабилитации «Серпантина» были помещены 5 несовершеннолетних.

Полученные в результате анкетирования и анализа документов данные, подтверждают наше предположение о том, что на сегодняшний день уровень социальной реабилитации, социальной адаптации и социализации несовершеннолетних в условиях центра недостаточно высок. Следовательно, требуется поиск путей совершенствования эффективности деятельности социально-реабилитационного центра.

В ходе проведения исследования мы сформулировали ряд рекомендаций по совершенствованию социальной работы с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

В первую очередь, требуется обеспечить развитие эмоционально-волевой сферы каждого ребенка, создать благоприятные условия для комплексного всестороннего развития и жизнедеятельности ребенка, обеспечить его свободу в выражении чувств,атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения,организовать деятельность по привитию воспитанникам базисных ценностей, таких как духовные, нравственные, эстетические, религиозные, интеллектуальные и прочие. На наш взгляд, достичь вышеперечисленных целей возможно, взаимодействуя с социальным педагогом и используя в качестве одной из основных форм работы, коллективных творческих дел.Целью коллективного дела могут быть познавательное, трудовое, художественное, спортивное, общественное, ценностно-ориентировочное, досуговое, экологическое просвещение и обучение, а также достижение и демонстрация собственных достижений, талантов ребенка [4].

Мы понимаем что, предлагая такую форму работы, делаем крен в область социальной педагогики, но продолжаем настаивать, что в работе с несовершеннолетними четко разграничивать области социальной работы и социальной педагогики нецелесообразно. Кроме того, мы решили углубить выработку рекомендаций по социальной работе.

Мы предлагаем включать работу по профессиональному самоопределению подростков с использованием внутреннего потенциала ребенка в общий контекст деятельности социально-реабилитационного центра.

Кроме того, мы работаем над идеей внедрения общей электронной базы данных социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и других учреждений, с которыми он взаимодействует.

Литература

1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, В Российской Федерации. 2013 год.

2. Отчет специалиста по социальной работе с семьей ДМСРЦН «Серпантин» за 2014 год.

3. Устав бюджетного учреждения Орловской области «Дмитровский межрайонный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Серпантин» от 25 ноября 2011года.

4. Школьный театр миниатюр [Электронный ресурс] URL:http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Teatr/ktd.htm/(дата обращения: 12.01.15).

5. Якимов, И. Анкета "Молодежный образ жизни" / И. Якимов // Воспитание школьников. - 2005. - № 2. - С. 31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: