Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как члена общества, является социализация.
Этот процесс концептуализируется двумя путями.
1. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы устанавливаются человеком сами «для себя», являются частью собственной индивидуальности личности. Таким образом, индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.
2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия: как повышение собственного имиджа через получение одобрения и повышения статуса в глазах других.
Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
В литературе обычно выделяют две фазы социализации личности:
|
|
1. Адаптация. Психика ребенка пластична и легко адаптируется к той среде, в которой он растет. Проблема адаптации нередко возникает и перед взрослыми, когда они меняют место жительства, страну, гражданство.
2. Интериоризация представляет собойусвоение социально-культурных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.
Между этими фазами нет строгой границы. Например, интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет становление собственного воззрения на мир.
Итак, в процессе социализации: 1) индивид приобретает социальное «Я», становится личностью со своей системой оценок, убеждений, привычек и поведения; 2) культура передается от одного поколения к другому; 3) молодежь «входит» в общество, изучая социальные роли, получая знания и навыки.
Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации, т. е. тех социальных структур, которые составляют социальную среду обитания индивида. Основными агентами социализации являются: семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство, социальная среда и др.
Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т. д.) (Радугин).
Существенное значение в процессе социализации имеет система знаков. Знаки (слова, жесты) являются средством организации и трансляции совместной деятельности людей. Посредством знаков социальная общность управляет деятельностью индивидов.
|
|
Для того чтобы индивид мог участвовать в социальной деятельности, он должен усвоить принятые в данной социальной общности знаки и способы их сочетания. К «механизмам» или способам осуществления социализации относятся: деятельность (игровая, учебная, трудовая); общение (многообразное взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания (самостоятельная работа ума и сердца), в результате чего углубляется индивидуальность, осуществляется социальная самоидентификация личности (осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и т. д.).