Сущность терминов и понятий, используемых в работе социального педагога

1. Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. На фоне акцентуаций могут возникать такие нарушения поведения, которые производят впечатления психопатических. Установление типа акцентуации облегчает налаживание контакта с подростком, позволяет подобрать формы психокоррекционной работы. (Изучение акцентуации характера у подростков в работе школьного психолога, М, МИП «N3 Магистр» 1992)

2. Безнадзорность - отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их времяпровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет. Возникает из-за занятости родителей или из-за безответственного отношения к родительским обязанностям. (Семейное воспитание. Краткий словарь, М, 1990)

3. Беспризорник - ребенок, лишенный заботы близких, не имеющий крова, пропитания, участия в судьбе, социально-запущенный. (термин автора)

4. Воспитание определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на поведение и психику воспитуемого с целью привития качеств, желаемых воспитателем. (Энциклопедический словарь 1 том, издат-во Большая советская энциклопедия, М, 1953).

В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, в еще более узком значении имеется в виду решение определенной задачи... В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий. (Педагогика. Под ред.Л.И. Пидкасистого, М, 1996).

- Задачи интеллектуального (умственного) воспитания ~ приобретение знаний основ наук, приобретение самостоятельности и развитие способностей; формирование значимости мотивов учения; формирование творческости.

- Задачи нравственного воспитания - формирование отношения человека к миру: людям, труду, обществу, родине, себе.

-Задачи эстетического воспитания - формирование любви и стремления к прекрасному (природе, искусству: живописи, музыки, театру).

- Задачи трудового воспитания формирование трудолюбия, отношения к труду, как потребности, дающей радость себе и пользу людям. (Труд: домашний, технический, сельскохозяйственный, обслуживающий и т.д.).

- Задачи физического воспитания - укрепление потребности в занятии физической культурой, спортом, в развитии здоровья, физических сил, в выработке санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни.

- Задачи экологического воспитания - формирование способности осознавать себя частью живой природы; готовности охранять, защищать живой мир, космос, поскольку жизнь и здоровье человека зависят от состояния окружающей среды. (Педагогические технологии адаптивной школы Н.А. Капустин, М, 2001).

Подходы в воспитании:

Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности, т.е. с позиции уникальности «Я» каждого ребенка.

Дифферинцированный подход - направленное воздействие педагога на группу учащихся для выявления индивидуальных и личностных качеств.

Идивидуальный подход — построение процесса воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темп., способн., мотив., интерес), влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях, а так же умение определять методы и формы воспитательного воздействия на каждого учащегося для достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к ребенку.

5. Девиантное поведение - тип поведения, противоречащего принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам. Основные виды девиантного поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм, воровство и т.д. (Социологический энциклоп. словарь. Ред.-коорд. Т.В. Осипов, М, 1998)

6. Дезадаптация (психическая) - нарушение приспособительного поведения ребенка из-за непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей, провокаций и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т. д. Дезадаптивное поведение формируется постепенно, как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок своими силами не может. Он теряется и реагирует первым попавшимся способом. Ответственность за такое поведение несут обычно дети, хотя виноваты взрослые. Несправедливость рождает конфликт, недоброжелательность взрослых усугубляет его, что приводит к отклонения в поведении ребенка, а далее к правонарушениям, преступлениям, наркомании, пьянству, распущенности. (Семейное воспитание. Краткий словарь, М, 1990)

7. Деликветное поведение- повторяющиеся, асоциальные по своей направленности поступки, складывающиеся в устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие к уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения подростком возраста уголовной ответственности. (Психология подростка. Под ред. А.А. Рона, СПб, М, 2003)

8. Дети «группы риска»- это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.

Неблагоприятные последствия для личности:

Потеря здоровья, жизни, успешности, благополучия и, как следствие, - дезадаптация в обществе.

Неблагоприятные последствия для общества- антисоциальные проявления граждан:

- корыстного типа (кражи, хищения, мошенничество и др.)

- агрессивного типа (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования, убийства)

- социально-пассивного типа (бродяжничество, уклонение от работы, учебы, алкоголизм, наркомания и т.д.

Механизм возникновения риска.

Понятие «риск» ассоциируется с понятием «опасность», т.е. возможность беды, несчастья.

«Если на пути становления ребенка как субъекта социальной жизни не создаются соответствующие условия, то возникают препятствия в самостоятельном решении жизненно-практических задач. Это - «проблемная жизненная ситуация». Если семья или ближайшее окружение (в частности педагоги) не смогут помочь преодолеть эти препятствия, возникает «трудная жизненная ситуация», если окружение ребенка усиливает непреодолимые препятствия, то это может перерасти в «ситуацию риска». Если здесь не вмешается специалист,препятствия существенно возрастают, ребенок может оказаться в «социально опасном положении», и его уже относят к «группе риска». Кроме проблем роста современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий в семье и школе. («Введение в должность соц.педагога», СПб, Каро, 2000г., стр.51)


Признаки риска (как отрицательные проявления в ребенке.

- нравственные: лживость, леность, жадность, грубость, злость, ябедничество, жесткость, черствость, эгоизм.

- волевые: слабоволие, упрямство, неуверенность, безинициативность, безответственность, несамостоятельность.

- эмоциональные: угнетенность, вялость, угрюмость, раздражительность, расторможенность, агрессивность, аффективность, обидчивость, утомляемость.

- поведенческие: кривляние, грубость, хамство, недисциплинированность, непослушание, драчливость, демонстративность, тяга к алкоголю, курению, наркотикам, азартным играм, сквернословию, бродяжничеству, воровство, хулиганство.

- интеллектуальные: неразвитость мышления, внимания, памяти, наблюдательности, воображения.

- деятельностные: отсутствие интереса и успешности в учебе, труде, игре, творчестве, добросовестности, неумение довести дело до конца, избегание труда.

Признаки риска могут быть выражены слабо, средне, высоко. В любом случае, для их преодоления ребенку требуется помощь со стороны взрослых, т.к. «дети группы риска» - прежде всего педагогически запущенные дети (см. термин).Социальный педагог должен, наблюдая и изучая ребенка, уметь выделить признаки, найти их причину и меры ее нейтрализации. (Ю.В. Василькова. Методика и опыт социального педагога, М, 2001).

9. Дисциплинированность- нравственное качество личности, характеризующееся ответственным отношением к делу, развитым чувством долга, требовательностью к себе, своему и чужому поведению, готовностью следовать в своих поступках нормам и правилам, принятым в обществе и коллективе, выдержкой, самообладанием, способностью к разумному самоограничению.

Сложная задача воспитания дисциплинированности оказывается трудноразрешимой, если воспитание сводится к постоянным назиданиям, упрекам, нотациям (Семейное воспитание. Краткий словарь, М,1990).

10. Личность - представляет собой единство четырех подструктур, имеющих разную степень зависимости от социальных влияний человека.

Первая, биологическая, объединяет свойства половые, конституционные, возрастные и свойства темперамента.

Свойства, входящие в эту подструктуру практически не поддаются переделке путем упражнений и в большей степени зависят от физиологических особенностей мозга и нервной системы.

Вторая подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, воли, эмоций, ощущений, восприятия, мышления.

В этой подструктуре велико влияние биологически обусловленных особенностей, но она формируется путем упражнений. Ее называют психической подструктурой.

Следующая подструктура личности более высокая — это подструктура опыта. Она включает в себя знания, умения, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте и в процессе обучения. Социальное влияние здесь преобладает перед биологическим.

И, наконец, высшая - подструктура направленности. Она включает в себя интересы, стремления, склонности, установки, идеалы, ценностные ориентировки, убеждения, принципы, мировоззрения т.п.

Свойства личности, входящие в подструктуры опыта и направленности, социально обусловлены и формируются исключительно в процессе социализации и воспитания.

Любой человеческий поступок определяется всеми четырьмя подструктурами, но степень влияния каждой из них различна. (Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие. Воспитание школьника, 1996, №6).

Личность - это сложная структура и к ней нужно подходить с точным измерением, большой ответственностью и большой наукой (А.С. Макаренко).

11. Негативизм - выраженное в поведении неприятие чего-либо. Это может быть отказ, протест, сопротивление, противодействие влиянию или воздействию взрослых. Негативная форма поведения свойственна детям в периоды «кризисов» возрастного развития в ответ на непонимание со стороны взрослых и неудовлетворение насущных потребностей ребенка. Негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия и не может быть устранено жесткими требованиями и наказанием. Только изменив тактику взаимодействия и воздействия на ребенка с учетом его возможностей, нормальных потребностей и особенностей возраста можно нейтрализовать негативизм.

(Семейное воспитание. Краткий словарь, М, 1990)

12. Неуспеваемость - высокая степень отставания школьников в учении, при которой ребенок за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами на удовлетворительном уровне.

Причины неуспеваемости:

1) пробелы в знаниях в связи с пропусками занятий (болезнь, страх перед оценкой, учителем, стыд);

2) слабые навыки организации учебного труда;

3) недостаточное развитие мыслительных операций;

4) сниженный темп работы.

Неуспеваемость далеко не всегда объясняется неспособностью к учебе, чаще является следствием упущений и ошибок со стороны педагогов и родителей.

13. Отклонения в поведении детей и подростков - непослушание, грубость, упрямство, негативизм и др. - могут быть вызваны следующими причинами: неправильное воспитание из-за недостатка или избытка внимания к нему; педагогическая запущенность, развивающаяся на ее основе трудновоспитуемость;
устойчивый и психический дискомфорт, вызванный систематическими учебными неуспехами и связанными с ними неприятностями; неблагополучие в отношениях с товарищами, коллективом,
учителями; возрастные кризы; акцентуации характера, нездоровье, отклонения в психическом и физическом развитии и т.д.

Нейтрализация причин постепенно улучшает поведение. В некоторых случаях следует обращаться к специалисту (психологу, дефектологу, терапевту, психоневрологу).

(Семейное воспитание. Краткий словарь, М,1990)

14. Педагогическая запущенность - стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общего поведения, несоблюдении требований школьного коллектива и педагогов и обусловленное неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно-воспитательного процесса.

(Психология подростка. Под ред. А.А. Реана, СПб, М, 2003)

Педагогическая запущенность ~ частный случай трудновоспитуемости. Педагогическая запущенность формируется под влиянием педагогических причин, когда педагогическое руководство формирует у ребенка искаженное представление о себе, своих возможностях, человеческих отношениях и деятельности, что побуждает его вести себя вразрез с требованиями взрослых.

(Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. Сборник научных трудов, М, 1980).

Педагогически-запущенные дети - это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно обученные, воспитанные и развитые люди. (Семейное воспитание. Краткий словарь, М, 1990).

Педагогическая запущенность формируется под действием педагогических причин, когда педагогическое руководство (осознанно или неосознанно) формирует у ребенка искаженное представление о себе, людях, учебе т.д. и побуждает его вести себя вопреки и наперекор требованиям взрослых. (Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. Сборник научных трудов, М, 1980).

А) Причина педагогической запущенности, связанная со школой - профессиональная некомпетентность учителей, организующих наиболее значимую в школьные годы ребенка учебную деятельность.

Проявления профессиональной некомпетентности Признаки Способ нейтрализации
1. Нет знаний или опыта применения их на практике в области - возрастной психологии ребенка (особенности возраста, потребности детей данного возрастного периода) - половой дифференциации (поэтому образ «+» ученика - это образ девочки) - типологических особенностей (темперамента), поэтому пед. воздействие одно и тоже, что неэффективно и вредно в процессе развития и воспитания - здоровьесберегающая пед. технология а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отриц. Характеристики) б)злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, оскорбления в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка г) нервозность, раздражение, отвержение по отношению к ребенку 1. Организация спец.занятий для педагогов по получению знаний 2. Создание психолого-педагог. консилиума для анализасложных пед. ситуаций и их разрешения в пользу ребенка 3. Обучение учителей приемам саморегуляции 4. Учет факторов здоровья, возраста, полов, типолог. особен. в учебной работе
2. Недоброжелательное отношение к ребенку (в том числе равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности. а) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей в) репрессивные методы воздействия 1. Переориентация учителей. Помочь увидеть положительные стороны ученика 2. Пробудить сочувствие к условиям его жизни, его переживаниям, проблемам 3. Сделать попытку изменить форму взаимодействия учитель -ученик 4. Проанализировать результат

Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности в ОУ - занимать активную позицию:

1. «Бить тревогу», вносить предложения по мерам профилактики и нейтрализации пед. Запущенности, доказывая их целесообразность на уровне:

- администрации;

- педагогического совета;

- МО классных руководителей;

- отдельных педагогов.

2. Способствовать оздоровлению психологического климата в ОУ:

- путем проведения социально-психологических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с психологом и классными руководителями)

- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований носить предложения по оздоровлению обстановки.

3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуаций и самоанализу.

4. Искать пути преодоления пед.запущенности в школе и пытаться внедрить в реальную практику жизни как учебном, так и в воспитательном процессе.

5. Отстаивать права, интересы педагогически-запущенных детей школы.

6. Б) Причины пед. запущенности, связанные с семьей.

Отклонения в поведении ребенка из вполне благополучной семьи, где родители образованные, хорошо зарабатывают, где нет грубости и конфликтов, могут быть обусловлены следующими причинами:

1. В семье царит двойная мораль, взрослые «раздваиваются» в поступках, словах, оценках, действиях.
Например: говорят одно, делают - другое; «в глаза» произносят одни слова, «за глаза» - другие, дают
обещание, но его не выполняют. В такой семье ребенок вынужден воспринимать и усваивать
одновременно и хорошие, полноценные формы социального поведения и в то же время неправильные,
поэтому он тоже «раздваивается»

2. Родители обращаются с ребенком непоследовательно, импульсивно, по настроению. Сегодня могут запретить то, что всегда позволяли, завтра «не заметят» плохого поступка, потом «схватятся», начнут воспитывать и т.д. Дети перестают слушаться, авторитет родителей падает, формирования норм культурного поведения не происходит.

3. Дети и взрослые живут как бы в параллельных мирах: не вместе, а рядом. Для ребенка в семье возможно нет отрицательных переживаний, но нет и положительных. Ощущение ненужности себя в родительском
доме, безразличия ранят душу, побуждают к бунтарству и бродяжничеству в подростковом возрасте.

Дети воспринимают действительность непосредственно такой, какая она есть. Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста доминирует над другими и обуславливает формирование всех сторон личности.

Поэтому, если окружающая атмосфера полна попустительства, праздности, занеженности, то он будет эгоистичным, требовательным и т.д. - «упрямец-баловень» (стиль восп. отнош. - гиперопека). Если нравственная атмосфера полна запретов и неприятностей, то он становится замкнутым, пугливым или агрессивным, мстительным - «упрямец-обиженный» (авторитарный стиль восп.отн.).

Если в семье царит нездоровая нравственная атмосфера, то дети с раннего возраста испытывают аморальное влияние, которое воспринимается как норма и способствует присвоению ребенком аморальных нравственных взглядов, отношений поступков. Способы нейтрализации:

1. Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания специалистами ДОУ, соц. Педагогами по месту жительства.

2. Родительский всеобуч в ОУ.

3. группы родительской взаимопомощи.

15. Перевоспитание— длительный процесс перестройки структуры личности с целью преодоления отклонений в самосознании, поведении и отношении к миру.

Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

- изменения системы отношения к ребенку;

- стимулирование положительного опыта в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной, досуговой, общественной);

- стимулирование положительных поступков;

- научение анализу своих поступков

(Методика и опыт работы соц.педагога. Ю.В. Василькова, М, 2001)

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» (И.Г.

Песталоцци).

16. Подростковый кризис - психологический феномен, выражается в сосредоточении резких и капитальных сдвигов, усилий и переломов в личностном развитии подростка, во время которого происходит перестройка внутреннего переживания, определяющего его отношение к окружающим людям, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречивость его положения (между миром детей и миром взрослых), сопровождающая суть подросткового кризиса, выражается в обострении личностных особенностей и реакций подростка на воздействия извне, протекает в острой форме, порождает сильное эмоциональное переживание, нарушения в поведении и взаимоотношении со взрослыми.

(Психология подростка. Под ред. А.А.Реана, СПб, М, 2003)

17. Социальная зрелость - достигшая своего высшего развития система знаний о соц.действительности, собственно личности, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих человеку адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся ситуацию.

(Психология подростка. Под ред. А.А.Реана, СПб, М, 2003)

18. Технология- наука о мастерстве (техно - мастерство, логос - наука). Технология - это некая жесткая логика процесса, следуя которой достигается запланированный результат.

Понятие «техника» близко понятию «способ», «прием», «практика», «метод». Метод - путь достижения заданной цели. Способ - порядок действий, прием, средство. Прием - частный метод, используемый для решения частной задачи. Средства - своеобразные орудия для достижения какой-либо цели (инструмент).

Метод = способ + приемы + средства

Средства воспитания - все, что окружает человека (природа, книга, игра, телевизор, экскурсия т.д.).

Социально-педагогические технологии - совокупность методов, приемов и средств, направленных на достижение поставленных целей воспитания, исправления или перевоспитания при правильно организованном взаимодействии воспитанника и педагога (термин автора).

Овладение социально-педагогической технологией начинается с понимания состояния ребенка, его поступка; умения управлять своим психическим состоянием, выражать свои чувства и отношение к окружающей действительности не ущемляя достоинства ребенка. Социально-педагогические навыки приобретаются в результате постоянных тренировок.

19. Тренинг - интенсивное обучение с практической направленностью. Обучение-тренинг направлено на развитие навыков и освоение нового опыта. Разновидности тренинга - социально-психологический, личностного роста, корпоративный, видео и т.д. (там же, стр. 291).

Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам, (там же, стр.191).

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результат». (Росс. пед.энц. т.2, Научн.изд.Больш.Росс.Энцикл., 1999г.)

20. Трудные дети- категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуальности - психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины нарушений характера и поведения ребенка весьма разнообразны. Оценка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем педагогов и родителей, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

В современной психолого-педагогической литературе трудными называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Поэтому используется синоним «трудновоспитуемые» дети, т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционному педагогическому воздействию.

(стр.291. Пед. энцикл. словарь, Научн.изд. Больш. Росс. Энцикл.,М, 2002г.)

21. Трудновоспитуемость - пед. явление, возникающее на фоне патологического развития, болезненных состояний, стрессовых ситуаций. Термин вошел в науку в 30-е годы. Может носить временный или устойчивый характер. Исчезает вместе с причинами ее порождающими.


Факторы (условия), при которых возникает риск развития трудновоспитуемости:

1. Медикобиологический фактор:

А) особые свойства, связанные с наследственностью, влияющие на характер, познавательные процессы, привычки и пристрастия.

Б) врожденные, но несвязанные с наследственностью: дефекты умственного развития, слуха, зрения, повреждение ЦНС, телесные пороки.

2. Социально-экономический фактор: связаны с последствиями кризиса, которые создают предпосылки для возможных отклонений от нормы:

- стремление к наживе

- снижение духовного развития

- ослабление внимания к человеку, особенно к ребенку

- страх перед будущим

- пропаганда безнравственности. Как следствие этого - семьи:

- ведущие асоциальный образ жизни

- неполные, многодетные, малообеспеченные, безработные

- несовершеннолетние родители.

3. Психологический фактор, т.е. внутреннее состояние, через которое опосредуется влияние внешней среды.

Одна и та же среда оказывает различное влияние на людей с разными характерами. Различны способности противостоять ситуации или вписываться в нее у разных людей. В момент выбора происходит дальнейшее развитие человека. Он либо приобщается к социальной среде, либо отчуждается.

При этом могут наблюдаться:

- невротические реакции;

- эмоциональная неустойчивость;

- нарушение общения с миром и т.д.

В качестве личностных характеристик формирования негативных нравственных ориентации можно рассматривать избирательное отношение человека к себе, к взрослым (учителям и родителям), к сверстникам с точки зрения напряжения и конфликтности.

Причины, вызывающие трудновоспитуемость не действуют отдельно друг от друга

Трудновоспитуемость = комплекс причин + стечение неблагоприятных обстоятельств

Границы трудновоспитуемости и пед. запущенности во многом совпадают, однако, пед. запущенность можно рассматривать как 1 ступень (фундамент), основную причину к развитию трудновоспитуемости.

В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки и навыки могут иметь разную интенсивность:

Тип 1: Для них характерна несформированность воли, слабость внутренних запретов - «тормозов», поэтому они часто не могут противостоять потребностям (сладости, удовольствия, лень и т.д.).

В борьбе мотивов непосредственных (получить удовольствие - и съесть сладости) и нравственных (удержаться от нечестного поступка - не тащить деньги из карманов одноклассников - значит лишить себя удовольствия) - побеждает непосредственный мотив, а нравственный остается неудовлетворенным. Человек переживает, испытывает угрызения совести, стыда. Страшное раскаяние - хорошая почва для перевоспитания. Способ нейтрализации тренировка ноли.

Тип 2. Для них характерна высокая степень обиды, недоверия, тревожности, ожидания неприятностей, настроенность на конфликт.

В принципе ребенок хотел бы быть успешным, готов участвовать в делах, хотел бы быть «хорошим», но способы утверждения себя выбирает неверные, раздражающие и отталкивающие окружающих. Воспринять положительный опыт ему мешают стереотипы собственного неверного поведения.

Способы нейтрализации: помочь менять стереотипы поведения, отношения к делу, людям. Анализ ситуаций, чувств, реакций, поиск конструктивных подходов.

Тип 3. Для них характерна сложившаяся система аморальных взглядов, их поведение идет в разрез с нормами морали, но они не только не стыдятся или мучаются совестью, а наоборот удовлетворены тем, что совершили.

Способы нейтрализации: Развенчивание образа героя, резкое осуждение, но не человека, а самого поступка, искреннее сожаление о том, что человек способен поступать аморально, тогда когда мог бы приносить пользу людям и себе.

Тип 4. Существенная черта личности - неустойчивость. Такие подростки не имеют твердых моральных убеждений (ни +, ни -), подвержены влиянию окружающих, перенимают их мнения, взгляды, следуют их поведению. Поскольку им не свойственна нравственная мотивация, то они не могут противостоять отрицательному влиянию. Для них характерно: неуверенность, несамостоятельность, пассивность (см. внушаемое действие, бесполезное действие).

Способы нейтрализации: учить обдумывать свои поступки, их последствия, отвечать за них, воспитывать волю и убеждения.

22. Эмоциональная зрелость - качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным нарушениям и психическому дискомфорту.

В целом эмоциональная зрелость отражает высший уровень позитивных эмоций и чувств личности: способность к сочувствию и переживанию, проявлению доброты, любви и уважения по отношению к окружающим, взаимопониманию, гуманности и т.д.


Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: