Обучение социально-жизненным навыкам (зарубежный опыт)

«Жизненные навыки» - комплекс поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни (см. список литературы п.2.6).

В САШ в каждом округе, насчитывающем несколько школ, существует так называемая служба «Гайденс» - центр по оказанию социальной помощи школьникам

Сотрудники службы «Гайденс» претворяют в жизнь различные программы социальной помощи и адаптации детей разного возраста к окружающей его жизни.

Они помогают решать проблемы взаимодействия людей, понимания себя, других (причем характерна работа с чувствами ребят на основе самоактуализации), развития позитивной самооценки и укрепления веры в себя.

Служба «Гайденс» помогает детям представить жизнь, как процесс постоянного выбора (отступления или движения вперед), научиться быть честным с самим собой, когда возникают сомнения, требовать от себя ясного ответа, отказаться от иллюзий в отношении себя - т.е. научиться «не терять голову» в различных жизненных ситуациях.

Существует много программ для оказания помощи детям в различных жизненных ситуациях.

Например, несколько самых простых:

1. «Как совершить покупку»

Чтобы принять решение, надо выстроить определенный алгоритм:

1. Осознай, что именно хочешь купить

2. Оцени уместность покупки (зачем нужна, чем понравилась, годиться ли по размеру, цвету, сезону, по деньгам и т.п.)

3. Не суетись, умей» остановиться

4. Помни, никто лучше тебя не знает, что тебе нужно

5. Подумай, что нового ты узнал о себе.

Эта ситуация проигрывается в школе по ролям.

2. Или: «Ситуация формирования отказного поведения»

Предлагается детям ситуация:

«Если тебе предлагают (украсть, выпить, доказать что-то, прогулять уроки т.п.) то...»

Далее следует алгоритм поведения в такой ситуации;

Надо: 1. Задай себе вопрос: «Для чего мы это будем делать?», «Какие могут быть последствия?», «Есть ли у нас на это деньги» и т.п.

2. Обозначь этот поступок как:

• Незаконный,

• Против правил поведения в школе

• Нечестный поступок и т.д.

3.Предугадай последствия: «Если мы это сделаем, то родители..., учителя..., я буду чувствовать себя..., милиция...»

4.Имей встречное предложение: «А почему бы нам лучше ни...»

.5. Откажись от предложенного, но оставляй дверь открытой, не рвя с другом: «Если ты передумаешь (захочешь, изменишь планы...), то...»

•Позвони,

•Дай мне знать

•Зайди ко мне

Подобные ситуации тоже можно обыграть по ролям.

Очень помогут ребятам и бланки - ситуации» которые дают возможность проанализировать свое отношение к чему - либо и выработать свою линию поведения.

Например: «Что ты будешь делать, если.,,»

•остался дома один (для младших школьников)

• подошел чужой (для младших школьников)

•предложат выпить •предложат прокатиться в машине

•возник пожар •вышел не то лекарство •ударил кто-то и т.д.

2. Возможен такой вариант вопроса, который затронет чувства и эмоции: «Что я думаю об этом?»

• когда я вижу на улице пьяных, то я чувствую...

• когда мои родители ссорятся, то я испытываю..,

• если мой друг слал винить, то я должен.,,

• когда другие называют меня «ребенком», если я отказываюсь закурить, то я...

Это может быть прекрасной школой жизни, осознания себя, своего места в обществе, умение вести себя в сложных ситуациях.


Приложение 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: