«Жизненные навыки» - комплекс поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни (см. список литературы п.2.6).
В САШ в каждом округе, насчитывающем несколько школ, существует так называемая служба «Гайденс» - центр по оказанию социальной помощи школьникам
Сотрудники службы «Гайденс» претворяют в жизнь различные программы социальной помощи и адаптации детей разного возраста к окружающей его жизни.
Они помогают решать проблемы взаимодействия людей, понимания себя, других (причем характерна работа с чувствами ребят на основе самоактуализации), развития позитивной самооценки и укрепления веры в себя.
Служба «Гайденс» помогает детям представить жизнь, как процесс постоянного выбора (отступления или движения вперед), научиться быть честным с самим собой, когда возникают сомнения, требовать от себя ясного ответа, отказаться от иллюзий в отношении себя - т.е. научиться «не терять голову» в различных жизненных ситуациях.
|
|
Существует много программ для оказания помощи детям в различных жизненных ситуациях.
Например, несколько самых простых:
1. «Как совершить покупку»
Чтобы принять решение, надо выстроить определенный алгоритм:
1. Осознай, что именно хочешь купить
2. Оцени уместность покупки (зачем нужна, чем понравилась, годиться ли по размеру, цвету, сезону, по деньгам и т.п.)
3. Не суетись, умей» остановиться
4. Помни, никто лучше тебя не знает, что тебе нужно
5. Подумай, что нового ты узнал о себе.
Эта ситуация проигрывается в школе по ролям.
2. Или: «Ситуация формирования отказного поведения»
Предлагается детям ситуация:
«Если тебе предлагают (украсть, выпить, доказать что-то, прогулять уроки т.п.) то...»
Далее следует алгоритм поведения в такой ситуации;
Надо: 1. Задай себе вопрос: «Для чего мы это будем делать?», «Какие могут быть последствия?», «Есть ли у нас на это деньги» и т.п.
2. Обозначь этот поступок как:
• Незаконный,
• Против правил поведения в школе
• Нечестный поступок и т.д.
3.Предугадай последствия: «Если мы это сделаем, то родители..., учителя..., я буду чувствовать себя..., милиция...»
4.Имей встречное предложение: «А почему бы нам лучше ни...»
.5. Откажись от предложенного, но оставляй дверь открытой, не рвя с другом: «Если ты передумаешь (захочешь, изменишь планы...), то...»
•Позвони,
•Дай мне знать
•Зайди ко мне
Подобные ситуации тоже можно обыграть по ролям.
Очень помогут ребятам и бланки - ситуации» которые дают возможность проанализировать свое отношение к чему - либо и выработать свою линию поведения.
|
|
Например: «Что ты будешь делать, если.,,»
•остался дома один (для младших школьников)
• подошел чужой (для младших школьников)
•предложат выпить •предложат прокатиться в машине
•возник пожар •вышел не то лекарство •ударил кто-то и т.д.
2. Возможен такой вариант вопроса, который затронет чувства и эмоции: «Что я думаю об этом?»
• когда я вижу на улице пьяных, то я чувствую...
• когда мои родители ссорятся, то я испытываю..,
• если мой друг слал винить, то я должен.,,
• когда другие называют меня «ребенком», если я отказываюсь закурить, то я...
Это может быть прекрасной школой жизни, осознания себя, своего места в обществе, умение вести себя в сложных ситуациях.
Приложение 13