Характеристика социальных общностей

Важнейшими структурными элементами социальной системы являются социальные группы и социальные общности как более или менее устойчивые, разнообразные формы совместной жизнедеятельности людей, посредством которых удовлетворяются их потребности в осуществлении совместных действий. Каждый индивид в течение своей жизни участвует в различных формах общественной жизни (семья, трудовой или учебный коллектив, город или село, класс или общественный слой, нация и так далее). Социология классифицирует эти формы совместной жизни, выявляет их сущность, изучает их структуры и процессы, в них про­исходящие.

Понятие "социальная общность" охватывает все возможные формы объединений людей и может носить номинальный характер -механическое объединение людей, и реальный – внутренне связанное объединение людей К первому типу можно отнести агрегации, социальные множества, социальные категории. Ко второму - социальные группы.

Под агрегацией понимается некоторое количество людей, собранных в определенном физическом и временном пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. (Например, жители одного города, пассажиры одного автобуса, люди стоящие в одной очереди и так далее). Социальное множество -это совокупность людей, выделенных внешним наблюдателем по какому-нибудь соматическому или предметному признаку. (Например, множество высоких людей, белокурых женщин, мужчин курильщиков, людей в белых рубашках и так далее).

Каждое множество, выделенное на основе значимых социальных признаков (возраст, профессия, пол, образование и другие) относится к социальной категории. Люди, принадлежащие к какой-либо социальной категории могут создавать внутреннюю связь, институализироваться, то есть превращаться в социальную общность второго типа, социальные группы.

Для появления группы существенна внутренняя организация, то есть институты, формы контроля, образцы деятельности. Группа должна иметь собственные ценности (символы, лозунги, идеи, материальные предметы и так далее), необходимые для развития у ее членов чувства общности, выражаемое словом "мы ", которое служит основой совместных действий и солидарности группы.


Принцип обособления, как и наличие центра объединения - это основа возникновения чувства солидарности, чувства "мы", а вместе с тем, и основа идентичности группы. Состав групп всегда изменчив. Но, несмотря на это, они сохраняют свою идентичность и продолжают существовать как одно целое. Группы могут обособляться на основе одной цели, которую они реализуют, принадлежности к одной и той же территории, признаваемой идеологии, религии, языка и тому подобного. Принцип обособления определяет также критерии приема новых членов, а, следовательно, и внутреннюю однородность групп, которая может быть определена возрастными границами, принадлежностью к расе, религии, национальности и так далее.

Если определенное взаимодействие совокупности индивидов носит кратковременный, неустойчивый, односторонний характер,-то образуются объединения людей, называемые квазигруппами. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, отсутствие разнообразия во взаимодействиях, кратковременность совместных действий. К ним относятся толпа, аудитория, социальные круги и другие.

Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с источником информации (коммуникатором). Для аудитории характерны: практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь, сходное ожидание определенных переживаний, общий интерес к одним и тем же предметам или событиям, готовность реагировать некоторым сходным образом. Под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (лекция, фильм, спектакль и тому подобное) в аудитории могут возникнуть определенные сходные или общие реакции, переживания, устойчивые ориентации, общее эмоциональное напряжение, утрачивание самосознания, ощущение единства. Поэтому некоторые виды аудитории (собрания, митинги, сборища) могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу.

Всякая толпа, по мнению французского социолога и социального психолога Габриэля Тарда, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно. Она криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ей угодить. Собравшаяся в большом количестве толпа, из кого бы она не состояла - из профессоров или из коче­гаров - прежде всего, теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует.

Густав Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия силы и импульса, которые составляют ее "коллективные устремления". Однако, существуют люди с высокой индивидуальной культурой, которые почти никогда не заражаются коллективным устремлением". Наиболее же подвержены заражению и внушению поди из низших слоев общества, то есть "малокультурные".

Этот ученый считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Поэтому, современная жизнь все более определяется поведением толпы, которая всегда представляет слепую разрушительную силу. Ибо в толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, так как ими управляет закон "духовного единства толпы".

Другим направлением изучения толпы стала теория «возникающих норм», разработанная американским социологом Ральфом Тернером. Он считает, что первоначально люди в толпе имеют различные мотивы и установки. Одни являются импульсивными участниками, другие пассивными созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и так далее. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые специфические нормы, творцами которых выступают наиболее активные личности. В том случае, если данные нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствует быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства.

Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать. Следовательно, для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.

Польский социолог Я. Щепаньский определяет толпу как временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Главное, что объединяет людей в толпе, это психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и те же стимулом. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции.

Я. Щепаньский делит толпу на четыре типа: агрессивную (толпа линчующая, терроризирующая, борющаяся); убегающую (толпа при панике); алчущую (толпу грабящую); экспрессивную. Разные типы толпы имеют определенные общие характеристики: во-первых - деиндивидуализация, спонтанность поведения; во-вторых высокая внушаемость; в-третьих, анонимность индивидуальных членов; в-четвертых, неуязвимость (индивиды чувствуют себя вне социального контроля).

Наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги, под которыми понимаются социальные общности, образовавшиеся с целью обмена информацией между ее членами. Эти общности лишены устойчивых отношений, не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата, не контролируют поведения своих членов.

Существует несколько видов социальных кругов, представленных в классификации Я. Щепаньского и модернизированной С. Фроловым.

Контактные круги это социальные общности людей, постоянно встречающихся. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты, они легко образуются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характерно во вновь созданных студенческих группах. Профессиональные круги, или круги коллег - это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку (например, политические круги).

Дружеские круги - это социальные общности по обмену ин­формацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы.

Статусные социальные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги пенсионеров и тому подобные.

Изучение социальных кругов важно по ряду причин. Во-первых, социальные крути - это такие общности, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение как фактор, воздействующий на поведение людей. Во-вторых, социальные круги - это одна из основ для образования действующих социальных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: