Философско-мировоззренческие особенности Востока и Запада: сравнительный анализ

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни.Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция

Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной филосо­фией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого "духа" западной или вос­точной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, ин­туитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер. Так, мистик - это универ­сальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики достаточно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логи­ческих вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.

В философском отношении Запад интересен Востоку, а Восток Западу. Былой обо­собленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего [1].

Под философией древнего Востока подразумеваются философии древ­ней Индии и древ­него Китая, под философией древнего Запада - древней Греции и древнего Рима.

Сходство в проблематике философии древнего мира Запада и Востока:

1) философия за­рождается в лоне мифологии как первой формы общест­венного созна­ния.

2) философия зарождается как форма общественного сознания с возник­новением клас­сового общества и государства.

3) философия обращена к общечеловеческим ценностям. В центре познания - проблемы добра и зла; прекрасного и безобраз­ного; справедливо­сти и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и др.

4) мировоззренче­ский характер философского знания. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалисти­ческими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (со­едине­ниями этих двух типов мировоззре­ний). Однако, философские взгляды философов не высту­пают однозначно - только как мате­риалистические или только как идеалистические. В них сочетаются те и другие идеи.

5) стремление философии к научному поиску истинного зна­ния, имею­щего методоло­гическую значимость (методологическая функция филосо­фии). С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется ана­лиз самых раз­личных явлений, даются практические рекомендации.

6) философы вырабатывают свой собственный метод исследования, ана­лиза, объясне­ния явлений. Два основных философских метода - диа­лектический и метафизиче­ский - использу­ются философами стихийно. Философы схваты­вают общую взаимосвязь явлений, их противоречивость, движение и развитие, единство и многообразие мира.

7) философия оказала огромное влияние на последующую философ­скую мысль, куль­туру, развитие человеческой цивилизации

Формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» в наше время претерпевает изменение и звучит так: «Нет Востока без Запада и нет Запада без Востока»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: