Начало формы
Конец формы
Ст. 73 ЦПК від 18.03.2004 № 1618-IV
1. Суд поновлює або продовжує строк, встановлений відповідно законом або судом, за клопотанням сторони або іншої особи у разі його пропущення з поважних причин.
2. Питання про поновлення чи продовження пропущеного строку вирішує суд, у якому належало вчинити процесуальну дію або до якого потрібно було подати документ чи доказ. Про місце і час розгляду цього питання повідомляються особи, які беруть участь у справі. Присутність цих осіб не є обов'язковою.
3. Одночасно з клопотанням про поновлення чи продовження строку належить вчинити ту дію або подати той документ чи доказ, стосовно якого заявлено клопотання.
{ Частина третя статті 73 із змінами, внесеними згідно із Законом N 3570-IV від 16.03.2006 }
4. З питань, зазначених у цій статті, судом постановляється ухва
Подробнее:http://kodeksy.com.ua/tsivil_nij_protsesual_nij_kodeks_ukraini/statja-73.htm
Статья 15. Компетенция судов относительно рассмотрения гражданских дел
1. Суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно:
|
|
1) защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений;
2) исключено;
3) других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства.
2. Законом может быть предусмотрено рассмотрение других дел по правилам гражданского судопроизводства.
3. Суды рассматривают дела, определенные в части первой настоящей статьи, в порядке искового, приказного и отдельного производства.
4. Суды рассматривают дела об обжаловании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, об оспаривании решений международного коммерческого арбитража, а также о признании и предоставлении разрешения на выполнение решений международного коммерческого арбитража.
Согласно Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124 Конституции). Это означает, что суды призваны осуществлять правосудие по делам, вытекающим из гражданских, хозяйственных, административных и др. правоотношений в целях защиты прав, законных интересов физических и юридических лиц.
Основополагающими принципами построения судебной системы в Украине являются принципы территориальности и специализации, которые предназначены разграничить компетенцию судов общей юрисдикции (местных, хозяйственных, административных).
Юрисдикция употребляется в двух смыслах:
|
|
а) как предпосылка права на обращение в суд;
б) как правовой институт, т. е. совокупность юридических норм, определяющих деятельность компетентных органов по разрешению правовых вопросов, возникающих в сфере применения права.
Таким образом, юрисдикция – это компетенция судов, а также юрисдикционных органов (нотариата, регистрации актов гражданского состояния и др.) по рассмотрению и разрешению споров и правовых вопросов.
В свою очередь разграничение компетенции по разрешению правовых вопросов и споров о праве между судебными органами в системе судов общей юрисдикции называется юрисдикцией судов.
Юрисдикции гражданских дел посвящена глава 2 ГПК – «Гражданская юрисдикция», содержащая нормы, регулирующие деятельность судов, направленную на осуществление правосудия по гражданским делам.
Гражданскую юрисдикцию можно определить как компетенцию судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
На разграничение компетенции между судами общей юрисдикции оказывают влияние объективные и субъективные факторы.
В качестве объективных факторов выдвигаются «свойство дела», «характер правоотношений».
К числу субъективных факторов можно отнести субъектный состав правоотношений, нравственные мотивы и т. д.
В науке гражданского процесса применяются следующие критерии, определяющие юрисдикцию:
– наличие спора о праве;
– субъектный состав спорных правоотношений;
– характер правоотношений;
– содержание спора;
– юридический интерес.
Неотъемлемым признаком «спора о праве» является наличие спора противодействующих сторон. Этот критерий не позволяет объяснить гражданскую юрисдикцию относительно дел приказного и особого производства, а также разграничить компетенцию судов общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит разрешение правовых споров.
Не всегда можно разграничить компетенцию судов по субъектному составу, поскольку субъектами правоотношений являются физические и юридические лица, которые могут обращаться за защитой своих прав и интересов в местные суды (районные, городские) и в специализированные суды (хозяйственные, административные).
Этот критерий позволяет разграничить гражданскую, административную и уголовную юрисдикцию, но не разграничивает юрисдикцию местных, хозяйственных и третейских судов, так как спорные материальные правоотношения в этих судах характеризуются равенством сторон.
На сегодняшний день при определении юрисдикции суда основным является не субъектный критерий, как считалось ранее, а критерий содержание спора. Именно этот критерий соответствует конституционному принципу территориальности и специализации в построении судебной системы, и на его основе происходит разграничение компетенций между судами общей юрисдикции.
В порядке гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 15 ГПК суды рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых и других правоотношений.
В компетенцию хозяйственных судов входит рассмотрение дел, по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров; спорам о банкротстве и др. (ст. 12 ХПК).
Административные суды рассматривают дела административной юрисдикции – споры: по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий; по правоотношениям с избирательным процессом и процессом референдума и др. (ст. 17 КАС).
Объективным критерием разграничения юрисдикции судов по рассмотрению споров является юридический интерес, подлежащий дифференциации в зависимости от своей принадлежности (личный, государственный).