Материальные запасы, их классификация и оценка

В процессе производства наряду с основными средствами участвуют также предметы труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В отличие от средств труда (ОС), предметы труда участвуют в процессе производства только один раз и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции.

Товарно-материальные запасы – это активы в виде:

- запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.д.

- незавершенного производства;

- готовой продукции, товаров.

Перед учетом запасов ставятся следующие основные задачи:

1) контроль за своевременностью и полным оприходованием запасов, за их сохранностью;

2) своевременное и полное документирование всех операций по движению запасов;

3) своевременное и правильное определение фактической себестоимости заготовленных запасов и т.д.

По функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные – это материалы, которые вещественно входят в состав вырабатываемой продукции и создают его вещественную основу.

Вспомогательные – материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, но не создают его вещественной основы.

Учет всех запасов ведется на основных, активных, инвентарных счетах раздела 1 «Краткосрочные активы», подраздела 1300 «Запасы». По каждому счету могут быть открыты аналитические счета.

При принятии запасов на учет они оцениваются по наименьшей из оценок: себестоимости и чистой стоимости реализации. Торговые скидки, возврат и т.д. вычитаются из суммы запасов.

При выбытии запасов согласно МСФО могут применяться следующие методы оценки: ФИФО, метод средневзвешенной, метод специфической идентификации.

Метод специфической идентификации предполагает, что каждую персональную единицу запасов можно отнести на конкретный продукт.

При использовании метода средневзвешенной стоимости используется средняя стоимость запасов, имеющихся на дату списания.

Метод ФИФО предполагает, что в первую очередь списываются запасы, которые поступили первыми.

От того, какой метод списания запасов применяется, зависит какую стоимость запасов мы закладываем в себестоимость продукции. Особенно это ощутимо в период инфляции, когда запасы быстро дорожают. При использовании метода ФИФО себестоимость продукции будет минимальна, так как цены первых покупок обычно дешевле, чем последующих.

Наиболее легок в применении и прост метод средневзвешенной. Этим объясняется его широкое применение на практике. Применяемый метод оценки запасов должен быть указан в учетной политике предприятия. Все материальные запасы учитываются в двух измерителях: натуральном и денежном.

  1. Документирование движения запасов.

По учету движения материальных запасов разработаны типовые межведомственные формы, своевременная выписка и правильное оформление которых позволяет организовать надлежащий учет и контроль за сохранностью и правильным использованием запасов. К таким документам относятся:

Доверенность. Применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного субъекта при получении товарно-материальных ценностей. Оформляется в бухгалтерии и выдается под расписку получателя. Выданные доверенности регистрируются в специальном журнале.

Журнал учета выданных доверенностей.

Приходный ордер. Применяется для учета запасов, поступающих от поставщиков или из переработки. Оформляется материально-ответственным лицом в одном экземпляре.

Акт о приемке материалов. Применяется для оформления приемки запасов, имеющих количественное или качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков. Составляется при приемке запасов.

Акт о недостачах и потерях.

Акт о потерях материалов в пределах норм естественной убыли.

Лимитно-заборная карта. Применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции.

Акт-требование на замену материала.

Накладная-требование на отпуск материала.

Акт об ориходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений.

Все документы обязательно должны быть обработаны в бухгалтерии.

  1. Учет запасов в бухгалтерии.

Поступившие со склада при реестрах приемки-передачи документы передаются на таксировку. Первые экземпляры документов используются для дальнейшей учетной обработки, а вторые – остаются на местах хранения материалов. Они используются для справочных целей и выверке данных учета на складе и в бухгалтерии.

После таксировки данные документов группируются по установленным на предприятии учетным группам в Накопительной ведомости синтетического учета материалов, которую ведет по приходу и расходу ТМЦ.

Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в Карточках учета материалов и Книге остатков материалов.

Книга остатков материалов в течение месяца хранится в бухгалтерии и в конце месяца передается на склад для сверки. В конце месяца данные об остатках в Накопительной ведомости и в Книге остатков материалов должны совпадать.

В бухгалтерии на основании Накопительной ведомости синтетического учета материалов или отчетов МОЛ об остатках и движении МЦ составляется ведомость «Движение материалов в денежном выражении». В этой ведомости приводятся остатки материалов на начало месяца, движение в течение месяца и остаток на конец месяца.

Материалы, оставшиеся на конец месяца в цехах неиспользованными надо списать со счетов производства на счета ТМЗ.

Корреспонденции счетов по учету движения материалов:

1) Поступили и оприходованы на склад материальные запасы:

Дт счета подраздела 1300 – на стоимость ТМЦ

Дт 1420 «НДС» - на сумму оплаченного НДС

Кт 3310, 4110 – на общую сумму счета-фактуры.

2) Оприходованы материалы, полученные от ликвидации ОС:

Дт 1350 «Прочие запасы»

Кт 6280 «Прочие доходы»

3) Оплачены расходы по транспортировке, отгрузке, погрузке, хранению материалов на складах, не принадлежащих предприятию:

Дт счета 1300

Кт 3310, 1250, 1010, 1030, 3350, 3390, а также счета

отчислений от фонда заработной платы

4) Расход материалов со складов:

Дт Счета раздела 8

Кт счета подраздела 1300.

  1. Инвентаризация и переоценка запасов

Инвентаризация ТМЦ – один из приемов контроля, обеспечивающих сохранность собственности, ведение складского и бухгалтерского учета ТМЦ.

Инвентаризационная комиссия составляет в одном экземпляре Инвентаризационную опись (долее ИО) ТМЦ, в которой отражаются данные фактического наличия ТМЦ. Записи в инвентаризационной описи заносятся по каждому отдельному наименованию, с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и качества.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы составляются отдельные ведомости. При выявлении неучтенных ТМЦ они заносятся в инвентаризационную опись.

После оформления ИО, она передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. В нее заносятся только те ценности, по которым установлены расхождения. Результаты инвентаризации бухгалтерия регулирует в следующем порядке:

- взаимный зачет излишков и недостач отражают по Дт и Кт счетов подраздела 1300;

- выявленные излишки ТМЦ подлежат оприходованию с последующей корреспонденцией: Дт счета подраздела 1300, Кт 6280 «Прочие доходы»;

- недостачу независимо от причин возникновения списывают с подотчета материально-ответственного лица (МОЛ). Делается проводка: Дт 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность», Кт счета подраздела 1300;

- недостача МЦ в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства: Дт счета расходов, Кт 1280;

- недостача сверх норм естественной убыли: Дт 7210, Кт 1280.

В соответствии с действующим законодательством хоз.субъекты имеют право дооценить остатки ТМЦ с момента их приобретения до момента реализации или выбытия. Переоценка производится по коэффициентам инфляции, которые сообщаются в средствах массовой информации или органами статистики.

При дооценки ТМЗ делается проводка:

Дт счета подраздела 1300,

Кт 5460.

При уценке дается проводка:

Дт 5460, 7210,

Кт счета подраздела 1300.

Переоценка ТМЗ делается, как правило, после инвентаризации.

Для составления финансовой отчетности в конце каждого отчетного периода из управленческой бухгалтерии в финансовую передаются остатки незавершенного производства:

Дт 1340, Кт счета раздела 8.

В начале следующего периода эти остатки со счетов ТМЗ обратно переносятся на счета производства (реверсивная проводка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: