ТЕМА лекции философские подходы к сознанию

Цель лекции – раскрыть сущность сознания как духовного феномена бытия.

План лекции:

1. Специфика сознания как нематериального явления.

2. Структура сознания.

Рекомендуемая литература

1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.

2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.

3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004.

5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.

На прошлой лекции был дан анализ бытия и материи как его субстанции. Были актуализированы базовые категории философии, на основе понимания которых рассматривается духовный феномен - сознание.

Основная часть

1. С точки зрения всякого последовательно рассуждающего человека все существующее расчленяется на двое: на его внутренний духовный мир и внешний по отношению к этому духовному миру материальный мир.

Внутренний мир человека – это мир его мыслей, ощущений, переживаний, волевых устремлений и других психических явлений. Материальный мир – это физический мир, это мир, в основе всех явлений которого лежат физические процессы, развивающиеся по физическим законам.

В научной философии, начиная с диалектического материализма, показывается, что внутренний духовный мир человека это и есть его сознание, что сознание – это специфически человеческая психика. И в то же время показывается, что внешний по отношению к сознанию мир – это и есть материя. Так, В.И. Ленин утверждал, что понятия «сознание» и «материя» – это предельно широкие философские категории. И делал он это на том основании, что понятие «сознание» и «материя» вместе охватывают все существующее.

Таким образом, первое, что можно сказать о сознании человека, так это то, что сознание – есть не материя. Специфика сознания как нематериального явления состоит в том, что сознание носит сугубо личный, индивидуальный характер. У каждого человека – свое сознание, причем каждому человеку его собственное сознание дано прямо и непосредственно и он может беспрепятственно созерцать свое сознание изнутри, в то время как извне сознание ненаблюдаемо и потому не может быть предметом непосредственного восприятия другими людьми.

Отмеченное обстоятельство позволяет интерпретировать сознание как субъективную реальность, существующую только для того субъекта, который данным сознанием обладает. Это дает основание для абсолютного противопоставления сознания и материи как субъективной реальности и объективной реальности. Сознание – это субъективная реальность, не являющаяся фрагментом объективной реальности. Материя – это то, что объективно существует, сознание – это то, что объективно не существует.

Специфика сознания как нематериального явления предопределяет и особенности его познания. Психические процессы принципиально невозможно познавать подобно материальным процессам обычными объективными методами исследования, связанными с наблюдением за ними со стороны, с восприятием их с помощью органов чувств человека, с регистрацией их с помощью приборов и т.д. Но зато познание сознания возможно методом самонаблюдения, связанным с непосредственным созерцанием человеком своего внутреннего духовного (психического) мира. Наблюдая за своим сознанием изнутри, человек способен получать достаточно детальные знания о его сложной структуре, представленной широким спектром абстрактно-рациональных и эмоционально-чувственных составляющих во всем многообразии их взаимосвязей и взаимозависимостей друг от друга. Знания о сознании, получаемые человеком таким образом носят, однако, скорее описательный характер, чем объяснительный. Примером тому может служить формальная логика как наука о правильности мышления, которая выявляет правила мышления людей, но не объясняет, почему люди мыслят по единым правилам и почему они мыслят именно по таким правилам, а не иным.

Итак, сознание (внутренний духовный мир человека) вполне познаваемо, несмотря на его специфику и нематериальный характер.

2. Сознание является структурно организованным, оно представляет собой целостную систему, состоящую из многих компонентов, которые связаны между собой. Одним из важных элементов структуры сознания является знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

Необходимым компонентом сознания является внимание. Оно определяется как психическое состояние, обеспечивающее направленность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии.

Обширную сферу сознания составляют эмоции. Эмоциональная сфера включает в себя чувства, настроения и аффекты. Чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям. Чувства – это радость, печаль, любовь, ненависть и т.д. Настроение – длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное), которое придает окраску всем другим переживаниям, а так же мыслям и действиям человека. Аффект – сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание – ярость, ужас и т.д.

Еще одним важным элементом сознания является воля – устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля – это преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели, власть над собой, своими чувствами и действиями. Сила воли не дана человеку от природы. Умение и способность выбирать цели, принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца являются результатом знаний, опыта, воспитании.

Важнейшим элементом сознания воображение – это способность создавать новые образы на основе полученных от действительности впечатлений. Главное назначение воображения – представлять результат деятельности до ее начала, то есть предвидеть будущее. Особенно важно воображение в неопределенных ситуациях, где затруднена деятельность мышления, привыкшего к точной ситуации. Часто воображение отождествляют с фантазией.

Наконец, память – закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависимости от материала, который запоминается, выделяют образную, логическую, эмоциональную, двигательную память.

Включено в сознание и самосознание, оно существует в его пределах, немыслимо без него. Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя» – говорил Сократ. Таким образом, самосознание – оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. – это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. В чем выражается специфика природы сознания?

2. Каковы особенности изучения сознания как нематериального явления?

3. Что такое самосознание и, каково его место в структуре сознания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: