ТЕМА лекции бытие и материя как философские категории

Диалектика – теория развития бытия.

Цель лекции – раскрыть смысл бытия как основополагающей философской категории и материи как субстанции бытия.

План лекции:

1. Онтология.

1.1. Философская категория «бытие». Основные формы бытия.

1.2. Категория материи.

1.3. Понятие движения. Основные типы движения. Формы движения.

1.4. Понятие пространства и времени. Основные свойства пространства и времени.

2. Учение о диалектике.

Рекомендуемая литература

1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.

2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.

3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004.

5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.

На прошлых лекциях были рассмотрены этапы формирования философской мысли и ее исторические типы. Были актуализированы базовые понятия философии, без осмысления которых невозможен анализ основных философских категорий – бытия и материи.

Основная часть

1.1. Философское понимание мира предполагает знакомство в первую очередь с категориями «бытие» и «материя». Бытие – одно из тех понятий, которое многими философами прошлого и настоящего положено в основание философии. Вокруг учения о бытии (онтологии) в философии велись и сейчас идут острые дискуссии.

Категория «бытие» происходит от глагола «быть» (не быть) и связки «есть». Особенно остро и чувствительно вопрос о смысле бытия и небытия звучит в переломные эпохи, как ныне, например. Ибо перед вопросом «быть» или «не быть» в связи с ядерной угрозой, экологической, энергической и демографическими проблемами сегодня поставлено все человечество.

По-разному подходили к проблеме бытия древнегреческие мыслители. Так, милетская школа видела сущность бытия (материи) в отдельных кирпичиках (первоосновах) мироздания – в воде, земле, воздухе, огне, или же в сочетании этих четырех элементов.

У главы элеатов (V в. до н.э.). Парменида бытие, прежде всего, едино и вечно. Раз оно вечно, то оно не имеет начала, никогда не возникает, а всегда уже есть; неуничтожимо – никогда не гибнет. Левкипп и Демокрит объявляют бытием атомы, а небытием – пустоту. Атом у них неделим, но атомов – множество, и это благодаря тому, что небытие – пустота все-таки есть. Таким образом, в древнегреческой философии понятие бытия, как и понятие совершенства, связано с принципом предела, единого, неделимого, определенность и форма суть условия мысли сущего, познаваемости его.

В средние века понятие бытия связывалось в Богом. Согласно Ветхому и Новому заветам, совершеннейшее сущее – Бог – беспредельное могущество. Поэтому всякое ограничение и определенность рассматриваются как признак конечности и несовершенства.

Категории субстанции (сущности) и бытия встречаются у многих философов нового времени. А у представителей так называемого эмпирического направления – Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Юма – уже нет места для традиционных представлений о бытии и субстанции. А разум рассматривается не как высшая форма бытия, а как субъективное начало, субъект, противостоящий миру объектов.

Из представлений XIX в. назовем позицию Гегеля, для которого бытие есть абсолютная идея, процесс, вечное движение самой жизни. У Фейербаха бытие – это наличность, «для – себя – бытие» (для человека), реальность, существование, действительность, объективность.

В философских концепциях XX века акцент делается на бытии, прежде всего как человеческом существовании («Я – бытие»): бытие есть наша жизнь. У В. Дильтея, например, подлинное бытие – целостная жизнь. А у М. Хайдеггера – проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Еще в одном философском течении – в экзистенциализме – в человеческом бытии материальное и духовное основания слиты воедино; это одухотворенное бытие.

Таковы некоторые идеи понимания бытия в историко-философском смысле. В сегодняшнем осмыслении, бытие – это всеохватывающая совокупная реальность, предельно общее понятие о существовании и сущем (экзистенция и эссенция). Или еще так: бытие есть все то, что реально существует, это материальные вещи и духовные процессы.

1.2. Понятие материи, так или иначе, присутствует во всех философских течениях прошлого и настоящего. Только понимается и интерпретируется по-разному. В марксистской философии – это понятие центральное, тесно связанное с основным вопросом философии. Более того, последний является исходным для раскрытия сущности материи. Вне его нельзя дать философское понятие материи.

Первый этап – наглядные представления о ней, когда мыслители древности видели в ней основу мира (субстанцию), строительный материал для всех вещей, так называемое первоначало, кирпичики мироздания, или природные стихии. Чарваки в Древней Индии таковыми считали землю, воду, воздух, огонь. Античные мыслители: Фалес – воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – апейрон (неопределенное, бескачественное бытие, материальное). Эмпедокл – все четыре элемента. Все в мире (космосе) существующее считалось модификацией этих стихий. Например, у Гераклита планета Земля произошла из газовой огненной туманности.

Античные мыслители, находящиеся по времени ближе к нам, Левкипп и Демокрит выдвинули идею атомизма, считали, что многообразие мира зависит от соединения и разъединения атомов – мельчайших неделимых частиц. Таким образом, материя отождествлялась с веществом, с атомами, с его свойством неделимости. И так было вплоть до конца XIX века. Этот этап в развитии понятия материи можно назвать вещественно-субстратным.

Но уже в рамках этого этапа в XVIII в. П. Гольбах (1723-1789 гг.) первый среди философов попытался дать определение материи. Вот оно: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». И еще: «Все, что действует на наши чувства – материя». Уязвимое место такого определения очевидно: на наши чувства воздействуют и наши психические переживания, а также переживания и эмоции других. Это что – тоже материя? В целом, такую попытку определения материи можно расценить как философско-гносеологическое ее понимание. Такие же определения материи характерны для других материалистов XVII-XVIII вв., стоящих в теории познания на позициях сенсуализма (от латинского sens – чувство).

Для лучшего понимания следует отметить: неточно говорить, что вещи состоят из материи. Нет, вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. Она не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях.

1.3. В истории философии и науки было немало концепций, в которых материя и движение рассматривались в качестве обособленных, самостоятельных субстанций (сущностей). Причем материи отводилась роль пассивного, косного, лишенного внутренней активности, начала. Чтобы привести такую материю в движение нужен был толчок извне – бог, дух и т.п.

В последующей философии все больше утверждается представление о движении как всеобщем, универсальном способе существования материи, способе ее бытия, ее неотъемлемом свойстве, атрибуте. Следовательно, на любое состояние материи нужно смотреть как на состояние ее движения и ожидать ее изменения и перехода в иное состояние. В диалектическом материализме, в частности, у Энгельса – движение есть изменение вообще, начиная от простого механического перемещения до мышления. Процесс изменения предполагает то, что изменяется и всегда существует как процесс изменения некоторого объекта, вещи, предмета, явления, характеризующегося определенными свойствами, структурой и т.д. В свое время на это обратил внимание Аристотель: «А помимо вещей никакого движения не бывает», – писал он.

Движение и покой. Наряду с движением, изменением, беспокойством материи присуща устойчивость, неизменность, покой. Вернее следует сказать так: состояние покоя, устойчивость относится не к материи в целом, а к отдельным предметам, явлениям, процессам. Покой – это момент, частный случай движения, форма движения, при которой предмет существенно не изменяется.

Основные формы (виды) движения. Под формами понимается определенный тип, группы изменений, подчиненные определенным законам. Наиболее распространенной и принятой и поныне является классификация форм движения, предложенная Энгельсом. Она выглядит следующим образом:

1. Механическая форма – пространственные перемещения частиц материи и тел.

2. Физическая – тепловые, электрические, внутриядерные, внутриатомные процессы, гравитация.

3. Химическая – химические реакции, соединения и разложения молекул, превращения химических элементов.

4. Биологическая – изменения, происходящие в живых организмах.

5. Общественная – изменения общественной жизни. Человек и общество как формы движения. Важнейшая ее особенность – процесс материального производства, процесс производства средств жизни для людей.

1.4. Любое движение предполагает изменение положения в пространстве и во времени. Понятия пространства и времени принадлежат к числу фундаментальных и одновременно сложных характеристик.

В диалектическом материализме понятия пространства и времени рассматриваются в качестве всеобщих форм бытия материи, сущего, форм координации объектов, важнейших атрибутов материи. Формы здесь являются внутренней организацией содержания материи. Вне этих форм материя не существует. Но и сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи.

В современных определениях пространства содержится указание на протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие, порядок расположения объектов или элементов внутри объекта – их упаковка. Например, такое определение: пространство – это свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Время определяется как форма бытия материи, которая выражает всеобщность связей между сменяющимися объектами, порядок их последовательности и длительности. Понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в движении, изменении, развитии. Отсюда и такое определение: время – это способ существования движущейся материи, характеризующийся последовательностью (качественная особенность) и длительностью (количественная особенность) ее состояния, а также становлением, то есть переходом от «небытия» к «бытию».

Пространство и время не только связаны с материей, но и зависят от нее, обусловливаются природой материальных образований, свойственной им формой движения. Они таковы, какова движущаяся материя.

2. Античные философы были стихийными диалектиками и причиной тому, с точки зрения Энгельса, – неразвитость естественно-научного знания. Это не позволяло рассматривать стороны явлений, предметы, процессы изолированно от других, наоборот, вполне закономерным было целостное видение мира. Но даже среди них можно в этом отношении выделить знаковые фигуры и на их примере показать возникновение диалектики и первые ростки ее зрелости.

Гераклит из Эфеса (ок. 520-ок. 460 г. до н.э.). До наших дней дошло около 150 фрагментов его труда под названием «О природе». Большинство из них, изложенных в виде афоризмов, в полной мере непонятны (считается, что сам Гераклит старался говорить загадками, истинный смысл которых доступен лишь «лучшим людям», за что и получил еще в древности прозвище «Темный»). Однако дошедших до нас фрагментов достаточно для утверждения о наличии в его философии как элементов объективной, так и элементов субъективной диалектики.

Зенон из Элеи (480-430 гг. до н.э.). Аристотель называл его родоначальником диалектического учения. Здесь необходимо уточнение: под диалектикой Аристотель понимал искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий в рассуждениях собеседника и их устранение. Отсюда вывод – в философии Зенона представлена субъективная диалектика.

Сократ из Афин (469-399 гг. до н.э.).Считается, что он первым в истории философии использовал термин «диалектика». Он считал принципиально невозможным познание человеком природы, а потому свою философию строил вокруг человека как существа общественного, его способности познания истины как таковой и, прежде всего, истины этические и действовать исходя из них. Для него диалектика была синонимом метода достижения истины, т.е. Сократ развивал субъективную диалектику

Аристотель из Стагира (384-322 гг. до н.э.). Он, с точки зрения Энгельса, – самая универсальная голова среди стихийных диалектиков Древней Греции, исследовавшего уже тогда существеннейшие формы диалектического мыщления. Данное высказывание имеет методологическое значение для изучения творчества Аристотеля сквозь призму развития им диалектики. В нем есть четкое указание: для Аристотеля диалектика – это, прежде всего, способ познания, т.е. он развивает субъективную диалектику.

Наряду с античной и философия Нового времен является ярким воплощением диалектики, прежде всего, речь идет о немецкой классической и марксистской философии. В такой последовательности и рассмотрим дальнейшее развитие диалектического учения в истории философской мысли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.). Его философия считается высшим воплощением диалектики в рамках идеализма. Мыслитель исходит из принципа тождества бытия и мышления. При этом тождество не сводится только к единству, а предполагает и различие. Последнее связано с мышлением (которое не относится к отдельному человеку, а предстает в виде Мирового Разума, Абсолютной Идеи, Абсолютного Духа), включающим как саму мысль (субъект), так и объект мысли. Мышление «отчуждает» от себя бытие. Это – объективный идеализм.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).Марксистская философия освобождает природу от повторяющихся круговоротов (сохраняя способность к цикличности в развитии), в ее рамках общественные организации не рассматриваются как венец и цель прогресса и процесс познания перестает наделяться бесспорными истинами, независящими от человека. Иначе говоря, бесконечно изменяется весь мир, процесс познания мира и его результаты, практически проверяемые в ходе преобразования мира человеком. Далее мы рассмотрим основные компоненты объективной материалистической диалектики, представленные в виде: 1. Принципов (всеобщей взаимной связи, детерминизма и развития через противоречия); 2. Основных законов (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания); 3. Соотносительных категорий – неосновных законов (сущность и явление; форма и содержание; необходимость и случайность; причина и следствие; возможность и действительность; единичное, особенное и общее, система и элемент). Все части этой системы взаимосвязаны, предполагают и взаимопроникают друг в друга: принципы реализуются в законах и категориях, законы входят в содержание категорий.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. В чем несостоятельность «энергетизма»?

2. Перечислите и обоснуйте основные свойства движения.

3. Почему пространство и время могут считаться основными формами существования материи?

4. Дайте философское толкование теории относительности А. Эйнштейна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: