Философия постмодернизма

Постмодернизм ( с фр. postmodernisme – послемодернизма), формировался в 1960-70-е гг., он логически вытекает из процессов модерна как реакция на кризис его идей.

Постмодернизм убирает расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается в состоянии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BE%D1%81хаоса концепций, подходов. Декларируется «новая философия», которая отрицает возможность достоверности и объективности, а такие понятия, как «справедливость» или «правда» утрачивают свое значение. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» – это тоталитарные идеи, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов – это хаос, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей (У.Эко, Ж. Делез, Д. Белл, Ю. Хабермас).

5. Русь включилась в мировую философию в конце Х в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии, чему способствовали просветители Кирилл и Мефодий. Главное внимание на Руси уделялось богопознанию и спасению души («Слово о законе и благодати» (XI в.) киевского митрополита Илариона). Здесь дано изображение христианизации Руси и описание новой, лучшей жизни.

В XIV-XVII вв. происходит становление Русского государства во главе с Москвой, развитие национального религиозно-философского сознания (Филофей, «Москва – Третий Рим»), а так же господство церкви в русской культуре.

Подъем русской философии на новый уровень начинается в XVII в., он характеризуется появлением специализированной, профессиональной философии и философского образования в России и связан с открытием первых высших учебных заведений – Киево-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской академий (1687), где читались философские курсы.

В XVIII в. происходит процесс становления светского типа философии. Начинается преподавание философии в университете при Петербургской Академии наук (1724) и в Московском университете (1755). Основателем светского философского образования в России явился М.В. Ломоносов.

XIX век открывает новый этап в развитии русской философии. Следует отметить тяготение русских мыслителей начала века к натурфилософии Ф. Шеллинга.На базе шеллингианства появилось такое явление, как «эстетический гуманизм» (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский). Н.М. Карамзин осмыслял божественный смысл власти в контексте историософии, а В.А. Жуковский способствовал внедрению в русское мировоззрение идей философии романтизма («культура сердца»).

Первым русским философским течением стало славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). Оно оформилось в 1840-е годы, его представители утверждали идею о существовании особого – славянского – типа культуры, который должен придти на смену западной культуры. Одновременно со славянофилами в 1830–50-е годы развивалось русское западничество (Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский), его представители выступали за ликвидацию крепостного права и признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути.

Писатель-философ, гуманист Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) развивает идеи почвенничества – объединения высших слоев общества с «почвой» – русским народом, который живет идеей православия и христианскими идеалами «всебратского единения в любви».

Все творчество мыслителя сосредоточено вокруг философии духа – это проблемы смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, страсти и долга, рассудка и морали: «Человек есть тайна, ее надо разгадать». Все эти мотивы стали центральными в его романах «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Писатель, философ, создатель религиозно-этического учения Лев Николаевич Толстой (1828-1910) во всех своих романах утверждает неуничтожимость жизни в ее вечном движении и развитии, но только той жизни, которая руководствуется идеалами добра, правды и простоты. Он создает ряд религиозно-философских и социально-философских сочинений – «Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «О жизни», «Царство божие внутри нас», в которых обличается эксплуататорский строй, дается критика официальной религии, догматического богословия.

Толстого занимала проблема насилия, но он отрицательно относился к вооруженной борьбе, считая ее бесплодной, ибо зло нельзя уничтожить злом. Так возникла идея о непротивлении злу насилием. Законом жизни является внутреннее, нравственное совершенствование.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Чем обусловлено разнообразие современных философских систем?

2. В чем заключается антропологический смысл русской философии?

3. Л. Толстой и Ф. Достоевский: писатели или философы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: