Глава V. Быт и нравы древних ассирийцев

Жилище

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение. Быт рабовладельческой знати уже значительно отличался от быта ее предшественников – времен Хаммурапи, Шамшиадада и более ранних времен. Богатели не только цари, но и их придворные.

«Давно прошли те времена, – писал видный советский ассириолог И. М. Дьяконов, – когда ассирийские и вавилонские жрецы и вельможи времен Саргона I или Хаммурапи жили в скромных глинобитных домах, сидели на полу, на циновках, ели только ячменное варево с кунжутным маслом, лишь изредка с бараниной или рыбой да печеный на раскаленных стенках глиняного очага (тиндра Танура) лаваш (гирдая), запивая пивом из грубых глиняных кубков, и одевались в простую шерстяную ткань, обернутую вокруг туловища. Прошли те времена, когда деревянная кровать, дверь и табуретка завещались детям и внукам как семейная ценность; когда 2‑3 раба или рабыни – захваченные в походе чужеземцы – или забранные за долг дети разорившегося соседа, – служили и в поле, и дома, а сам хозяин не гнушался положить руку на рукоять плуга или на лопату садовника». [32]

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинками и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней.

Во многих домах под самой крышей были расположены окна. Так, при раскопках в Тель‑Асмаре (древнем Ашнунаке) в 1932‑1933 гг. в некоторых домах обнаружили в верхней части стен небольшие квадратные окна (55 кв. см) с деревянными или глиняными рамами. Надо полагать, что и в соседних ассирийских поселениях устраивались такие же окна, но они не сохранились, ибо верхние части домов разрушились. Кроме того, свет проникал через отверстие в крыше, предназначенное для выхода дыма.

Самые прохладные комнаты дома выходят во двор и помещаются в подвальном этаже, куда солнечные лучи не проникают. Пол в них настлан шлифованными терракотовыми плитами. Стены оштукатурены измельченной известью. Летом их поливают несколько раз в день, и вода, испаряясь, освежает воздух.

Бронзовая гиря в виде льва (Ассирия)

Глиняная гирька в виде утки (Ассирия)

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами.

В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшины с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

Зажиточные ассирийцы по праздникам охотно ели мясо, запивая его вином. На их столе можно было увидеть и дичь, и акридов (саранча), и разнообразные фрукты (виноград, гранаты, яблоки, персики, вавилонские финики, мушмала). За трапезой они восседали на ложах из слоновой кости или дорогого дерева.

Бедные довольствовались небольшим количеством хлеба, лука, чеснока. Ели огурцы, приправленные солью и маслом, и рыбу, которую ловили в изобилии.

Основой питания раба был грубый ячменный хлеб, лук, чеснок и сушеная рыба.

Во время пиршества мужчины и женщины сидели в разных комнатах; в обычное же время все собирались за одним столом.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от «дурного глаза» и «злых духов». Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней часто вырезали текст заговора. Чтобы отогнать самого страшного демона – хозяина юго‑западного ветра, пламенное дыхание которого сушит посевы и сжигает лихорадкой людей и животных, над дверями и на террасах также подвешивали статуэтки с его изображением.

Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом «злым духам». Большинство из них – с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

Многочисленная армия богов также призвана бороться со «злыми духами». Каждый бог, которому это поручено, находится на том «боевом посту», где ожидается нападение. Нергал – на стене и под порогом; Эа и Мардук – в коридоре и проходах, по правую и левую сторону двери и около кровати. Утром и вечером хозяева ставят богам в углу яства и полные чаши с напитками.

Одежда

Костюм зажиточных ассирийцев состоял из платья с разрезом сбоку. Поверх рубашки‑туники знатный ассириец надевал иногда вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром цветную ткань из шерсти. На шее носили ожерелье, в ушах – серьги, на руках – массивные браслеты и запястья из бронзы, серебра или золота. Платья носили длинные, доходившие до пяток, в талии их охватывал широкий пояс.

Ремесленники, земледельцы, воины одевались скромнее и проще. Они носили более короткую тунику, доходившую до колен и не стеснявшую движение.

К сожалению, материалов, характеризующих костюм ассирийских женщин, нет ни в библиотеке Ашшурбанапала, ни у греческих писателей и историков. Женщины же, изображенные на стенах дворцов, не ассириянки, а пленницы из числа побежденных народов. Исключением является небольшой барельеф из дворца в Ниневии. На нем изображен царь Ашшурбанапал, пирующий в саду с одной из своих жен. Сам царь возлежит на роскошном ложе, а царица сидит у его ног в кресле. Ее стан облегает просторное, гладкое и тяжелое одеяние, без пояса, ниспадающее до пят. Ниже колен оно украшено двумя полосами. Волосы стянуты на лбу повязкой.

При выходе из дому свободная ассириянка обязательно надевала нарядное покрывало. Его полагалось набрасывать на лицо при посторонних людях. Рабыням (а также проституткам) носить его строго запрещалось.

Парадная одежда ассирийского царя состояла из темно‑синего, расшитого красными розетками верхнего платья с короткими рукавами; в талии оно было стянуто широким поясом с тремя правильно сложенными складками; пояс обшивался по нижнему краю бахромой, каждая кисть которой оканчивалась четырьмя нитками стеклянных бус. Поверх туники надевалось нечто вроде длинной епанчи (верхней одежды без рукавов или с очень короткими рукавами). Она доходила только до поясницы и была так расшита узорами, что самой материи почти не было видно.

На голове царь носил высокую тиару в форме усеченного конуса, которая плотно прилегала к очертаниям лба и висков; она из белой шерсти с синими полосками. Широкая лента, усеянная розетками из золотых ниток, поддерживала тиару на лбу, и оба ее конца, завязанные узлом сзади, падали на затылок.

В руке царь держал длинный скипетр, в рост человека. За ним рабы несли зонт и большое опахало из перьев.

Украшения из драгоценных металлов соответствовали одежде. Мужчины сохраняли обычай носить в ушах серьги. Они состояли из простого золотого колечка с тремя шариками и подвески. Браслеты изысканной формы обыкновенно надевали по два на каждую руку. Первый носили выше локтя. Состоял он из золотого спирального кольца, каждый конец которого оканчивался львиной головой. Браслет, надевающийся на запястье, тоже был изготовлен из золота. Некоторые браслеты украшали изящной розеткой из драгоценных камней. Все эти украшения были выполнены с большим искусством. Головки льва выразительны, рисунки размещены со вкусом, способ сочетания различных узоров весьма оригинален.

К ассирийскому костюму, сотканному из золотых нитей, часто привешивались магические эмблемы богов: полумесяц Сина, диск с четырьмя лучами, представляющий Шамаша‑солнце, молния с тремя остриями – громовержца Адада. Все это, скорее, амулеты, а не украшения.

У ассирийцев была своя специфическая традиция. Все они носили длинные завитые волосы, остроконечную, аккуратно завитую и тщательно расчесанную бороду. Безбородыми изображались только евнухи.

Особую одежду носили воины. Одни из них, принадлежавшие к подвижным легким отрядам, были одеты в латы из маленьких металлических пластинок, прикрывавших грудь; из‑под лат спускалась туника. Другие носили коническую каску, к которой прикреплялось покрывало, спускавшееся на затылок и обрамлявшее подбородок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: