Стимулы к вертикальной интеграции

Стимулы вертикальной интеграции на товарном рынке чрезвычайно разнообразны:

ü С одной стороны они могут быть вызваны особенностями рыночного спроса и характеристиками производимого продукта,

ü С другой - свойствами технологии производства.

Рассмотрим важнейшие из них.

Во-первых, вертикальная интеграция позволяет снижать трансакционные издержки. Высокие трансакционные издержки увеличивают привлекательность оппортунистического поведения со стороны контрагентов, то есть поведения, которое выражается в недобросовестном выполнении принятых контрактных обязательств при возникновении лучшей альтернативы.

Вертикальная интеграция как фактор снижения трансакционных издержек оказывается наиболее эффективным способом нейтрализации опасности оппортунистического поведения на рынке товаров с высокой степенью неопределенности спроса, например, при выпуске новых изделий или на рынке промежуточной продукции.

В последнем случае, поскольку невозможно предусмотреть все состояния экономической среды в будущем, контракт между поставщиком промежуточной и производителем конечной продукции оказывается неполным. Отсутствие вертикальной интеграции здесь может привести к сокращению инвестиционных программ поставщика промежуточной продукции.

Это особенно актуально также и в случае неопределенности относительно технологии и издержек производства конечной продукции. Контракт, перекладывающий риск с поставщика промежуточной на изготовителя конечной продукции, лишает производителя на промежуточной стадии стимулов минимизировать затраты.

Вертикальная интеграция для снижения трансакционных издержек особенно актуальна в случае, когда фирма использует высокоспециализированные активы.

Рынок специализированных активов не может быть конкурентным. Высокий риск, связанный с ограниченностью спроса, создает барьеры входа на рынок, поэтому предложение специализированного оборудования, специализированного труда, специализированных природных ресурсов фактически монополизировано.

Для фирмы-производителя трансакционные издержки, вызванные неопределенностью, весьма высоки, невозможность своевременной поставки специализированных активов влечет за собой опасность остановки производства.

Высокие трансакционные издержки заставляют фирмы использовать методы вертикальной интеграции в случае существования асимметричной информации о качестве поставляемого оборудования и промежуточной продукции.

Острота проблем, возникающих в результате асимметричной информации о качестве, на рынке оборудования существенно выше, чем на рынках потребительских благ:

ü более высокие цены в сочетании с невозможностью определить характеристики оборудования не только до его использования, но и в течение длительного времени с момента начала его использования создают стимулы поставки некачественных товаров.

ü Если издержки, связанные с проверкой качества оборудования, высоки стратегия вертикальной интеграции становится для фирмы предпочтительной, по сравнению с приобретением оборудования у самостоятельных поставщиков.

Вторым мотивом к вертикальной интеграции может служить стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы двойной надбавки. Проблема «двойной надбавки» возникает, когда и рынок промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции.

Как показывает теоретический анализ, объединение фирм - несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную кампанию в данном случае ведет к снижению затрат производителей конечной продукции на промежуточный продукт, к росту объема рыночных продаж и к уменьшению цены конечной продукции.

В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции.

«Двойная надбавка» служит примером отрицательного внешнего эффекта в отношениях между производителями. В условиях на первый взгляд более конкурентной рыночной структуры оказывается ниже не только прибыль производителей конечного продукта А, но и прибыль фирм, производящих промежуточную продукцию В, и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции.

Ситуация оказывается более сложной для вертикально интегрированной структуры на рынке олигополии. С увеличением числа фирм на рынке предельная выручка будет приближаться к рыночной цене. Рыночный спрос на промежуточную продукцию будет складываться как сумма индивидуального спроса всех фирм, производящих конечную продукцию.

При относительно небольшом числе фирм олигополистов на рынке вертикальная интеграция будет сопровождаться большим уровнем прибыли, нежели сумма прибыли самостоятельных компаний.

Однако по мере роста числа компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш от вертикальной интеграции сокращается. В конце концов, при достаточно большом числе фирм на рынке вертикальная интеграция не приносит дополнительной прибыли.

Таким образом, на рынке совершенной конкуренции у фирм нет стимулов к вертикальным отношениям.

В-третьих, мотивом объединения фирм в вертикально интегрированную компанию может стать стремление предприятий уменьшить давление государственных органов регулирования, например, сократить объем налоговых отчислений.

Вертикальная интеграция позволяет манипулировать объемом полученной прибыли, перераспределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых продуктов или услуг компании.

В рамках вертикально интегрированнных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями.

Вертикальная интеграция зачастую дает возможность обойти установление государством максимальной границы цен на продукцию.

Вывод из-под налогообложения части произведенной продукции возможен не только в рамках вертикально интегрированной единицы, но и с помощью использования отношения вертикального контроля, в частности, при использовании давальческих схем предоставления сырья.

Четвертым мотивом к вертикальной интеграции может быть использование эффективной системы ценовой дискриминации. Назначая разные цены для разных покупателей товара, производители промежуточной продукции получают возможность расширять объемы продаж и повышать объем прибыли.

Вертикальная интеграция позволяет эффективно предотвращать арбитраж — перепродажи товара покупателем, приобретающим его по более низкой цене. Понижение цены промежуточного товара для покупателей с высокой ценовой эластичностью возможно только при включении их в вертикально интегрированную фирму.

Данный мотив становится особенно важным на местных рынках продуктов питания, а также на рынках промежуточной продукции, например, в продуктовой цепочке сахара-песка.

Пятым мотивом для вертикальной интеграции может стать диверсификация производства. Диверсификация выпуска компаний позволяет снизить общий риск хозяйствования, что служит особенно важным в условиях расширения деятельности.

Наконец, шестым мотивом вертикальной интеграции может стать стремление снизить потери от монопольной власти.

Так, независимые поставщики сельскохозяйственной продукции, сталкиваясь с закупочной фирмой, обладающей монопсонической властью, повысят прибыль, объединившись в кооператив и построив предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции.

Точно так же и объединение производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями в одну вертикально-интегрированную структуру позволит снизить монопольную власть, которая на российских рынках зачастую возникает благодаря деятельности посреднических фирм.

Седьмая причина вертикальной интеграции заключается в том, что подобный тип отношений позволяет решить проблему морального ущерба производителя.

Так, например, если растет спрос на конечный продукт, продаваемый розничным торговцем, то увеличивается спрос со стороны торговца на промежуточный продукт — продукт данной фирмы-производителя.

Это увеличивает прибыль производителя. Следовательно, производитель будет заинтересован в росте спроса на конечный товар.

Для увеличения спроса на конечный товар можно предложить такие мероприятия, как бесплатные образцы, реклама, продажи в кредит, дополнительные услуги, сопровождающие продажу и послепродажное обслуживание товара, предоставление полной информации о товаре и прочие усилия по стимулированию сбыта.

Однако все эти мероприятия должны проводиться торговцем, а не производителем. Торговец же не заинтересован в наращивании усилий по сбыту, так как эти усилия представляют для него дополнительные издержки, а дополнительная прибыль от роста спроса все равно переходит производителю. Поэтому торговец будет вкладывать меньше усилий в стимулирование сбыта, чем необходимо для максимизации прибыли производителя. Отсюда возникает проблема морального ущерба производителя, решить которую позволяет объединение двух стадий производства и продажи товара в рамках одной фирмы.

Основным фактором против вертикальной интеграции служат создаваемые ею барьеры вход на рынок и монопольная власть фирм-продавцов.

Вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе продуктовой цепочки, снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции.

На рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен из-за невозможности заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или из-за неблагоприятных условий этих контрактов.

Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющим повысить монопольную власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: