Заключение к первой главе

« ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Общие принципы – это фундаментально универсальные смыслы, руководящие идеи, категорические императивы (требования) к организации и осуществлению учебно-воспитательного образовательного процесса. Таким универсальным смыслом театральной педагогики является развитие, воспитание и обучение творческой личности. Процесс развития осуществляется в системе отношений «индивидуальность – универсум» (творчество); воспитание – в системе «личность – социум» (коллектив); обучение – «индивидуум – специальность» (ремесло). Творчество как высшая ступень становления личности есть неспециализированный род человеческой деятельности, а потому оно всегда рассматривается в «системе систем» общеуниверсальных соотношений.

Театральная педагогика представляется такой «системой систем», которая использует средства и формы обучения театральному искусству с целью проведения человека через стадии становления и развития личности от «родового» потребителя до неповторимости художественно артистической индивидуальности.

Принципы «расшифровки» «театрального гена» (по выражению Мейерхольда) выявляются в первых трактатах о театре – «Натьяшастра» (III тыс. до н.э.) и «Поэтика» Аристотеля (IV в. до н.э.). «Натьяшастра» (священные тексты о театре) излагает первое учение об «эстетических чувствах» (учение о расах), которые должны быть очищенными и обобщенными, безличностными и беспредметными. Аристотель напоминает о долге трагедии очищать (катарсис) и действовать в подражании (мимезис) трагическому мифу.

«Энергейя» – то, что древние греки и заключали в существе театрального действия или движения жизни. Энергия жизни, ее поток, проходящий по каналам «театрона» и очищающий сердца и мысли зрителей в действии приобщения к всеобщим смыслам бытия. Актер под маской персонажа является проводником энергии высочайшего напряжения «эстетических чувств». Традиции Востока и Запада сливаются в едином действии принципа театральности – через зримое прикоснуться к невидимому, через знаемое к неведомому. Прекрасно высокие принципы искусства Театра.

В этих «потоках» и «каналах» невольно напрашивается такая «техническая» метафора театральной педагогики, как строительство ирригационных систем. Латинское irrigatio – орошение – подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, для создания оптимального режима, как непременное условие развития культурных сельскохозяйственных форм. Система сложных сооружений дает и поддерживает жизнь. Театральная педагогика открытыми и закрытыми формами «орошения» обеспечивает жизнедеятельность театральной культуры и искусства, поскольку всегда обязана держать связь с первоисточником жизненной энергии. Она обязана очищать проводники творческого движения души к «жизни человеческого духа».

Принципы театральной педагогики несоизмеримы с научно-теоретическими постулатами о «театральной дидактике». Трудно в какой-либо другой специализированной форме обучения найти такие «ремесленно-технические» дидактические средства как «вера и наив». Ставить ученикам учебную задачу строить замки надежды и иллюзии, чтобы прикоснуться к реальности живых человеческих чувств и отношений. Научить их зеркально отражать подобие жизни, чтобы в плоскости сценического пространства преобразить ее в живой художественный образ. Дать возможность научиться понимать неразрешимые противоречия жизненных конфликтов, находить и воплощать их первозданную творческую неразделимость в единстве бытия. Помочь, а иногда заставить, обрести навык ярких мгновенных реакций на серые будни обыденной повседневности.

Театральная педагогика – это искусство и философия, поэзия и ремесло, наука и подвиг. Подвижничество на тяжёлый труд воспитания человека – пафос далеко не лишний в наше меркантильное время подготовки специализированного исполнителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: