России XVII столетия

Общие положения. Россия XVII – первой трети XVIII вв. претерпевает этап становления новой государственности – централизованной, национально-политической, ориентированной на западноевропейскую «светскую» модель. Во второй половине XVII столетия в условиях централизации складывается противоречивая, но действующая система общего образования. Противоречие обусловлено общественно-историческими тенденциями развития образования.

С одной стороны, – мощный пласт традиции практико-прагматической направленности «средневекового» образования, т.е. утилитарной потребности передачи знаний в целях воспроизводства. С другой, – «философско-академическое» направление аккумуляции (накопления) обобщенных знаний о природе и человеке, происходящее в «свободных» науках и искусствах («художествах»).

Российскую дидактику, начиная с XII–XIV вв., составляют установившиеся элементы традиционного «практического» обучения: 1) «родовое» (семейно-цеховое) образование с элементами ритуального «игрового» подражания («народное» образование) и 2) греко-византийское образование – первичная грамотность, т.е. элементарная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами церковно-славянского языка.

В период конца XVI – второй половины XVII вв. происходит активное проникновение инновационных форм (новообразования), возникающее от тесных культурных контактов с «иноземными» представительствами, осевшими на русской почве (в частности, «Немецкая слобода», как место поселения иностранцев в различных городах России). Процесс становления российского образования теснейшим образом связан с адаптационными процессами рецепции (от лат. receptio – принятие), т.е. восприятия и усвоения западноевропейских моделей культуры. Значительная часть изменений была естественным следствием внутреннего развития русской культуры в системе культуры общеевропейской, но были и такие, которые особенно настойчиво диктовались внешними факторами.

XVII век характеризуется высоким уровнем начального образования, включавшим в себя умение читать, писать и петь по нотам (нотация). В это время возникают первые училища повышенного типа – своего рода переходные ступени к университетскому образованию. Издание учебной литературы стало одной из важнейших задач Государева Печатного двора. Театр, инструментальная музыка, «першпективная» живопись, линейная нотация, новые архитектурные стили, изменения моды в одежде – все это, вызывая по обыкновению сетования «традиционалистов», стремительно входило в жизнь русского общества, сливаясь со старыми устоями и обновляя их.

Исторические факты свидетельствуют о сложных процессах становления новой культурной формации в России XVII столетия, в которых немалую роль играет возникновение и развитие театра как «государственного дела огромной важности». Русская театральная культура начинает свое развитие в системе новообразований и острая необходимость специального обучения театральному («комедийному») делу возникает с самого начала. «Прежде других школ устроена была театральная школа для потехи великого государя, но по всему было видно, что и другие школы не замедлят; сильно чувствовалось, что отстали, сильно чувствовалось и громко говорилось, что надобно учиться». [11]

Указы, грамоты, челобитные, расписки и прочие документы дают историкам достаточный материал, для того чтобы составить общее представление о характере первых театральных представлений с целью реконструкции механизмов их организации (хотя требуется заметить, что разные исследовательские труды довольно разноречиво передают и интерпретируют содержание исторических документов).

К сожалению, линейно-хронологические соотношения фактического материала по истории театра не передают той сложности действия механизмов культурообразований, создающих определенную целостность и единство, которая бы давала эвристическое, т.е. поисковое направление в осмыслении форм и типов организации системы театрального образования. А потому требуется пересмотреть исторические факты создания первых театральных представлений второй половины XVII века в контексте общей системы образования и обучения на Руси в переходный этап от средневековья к Новому времени, с целью выявления тех первоначальных основ, которые находят свое перспективное воплощение в последующем развитии.

§ 1. Личностный фактор становления русской театральной культуры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: