Заключение к третьей главе

«ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕТОДА»

Общая динамика становления и развития театрального образования в России XIX –начала XX вв. осуществлялась в трех автономных уровнях: государственного («казенного») специализированного обучения (театральные училища); самообучение и самообразование на уровне общественного (театральное любительство) и университетского; «идеально-концептуального» (на уровне проектов, программ, художественно-эстетических манифестов).

Все три, самостоятельно развивающихся, уровня были объединены общей культурно-просветительской тенденцией внешнего формирования (формирующая педагогика по принципу «человек-глина»). И только в конце XIX столетия возникает потребность в развивающей педагогике (принцип «человек-семя»). Формирование театрально-педагогического метода связано с процессами интеграции (воссоединения) всех уровней организации учебно-образовательного процесса.

«Система Станиславского» – это не только номинально нарицательное обозначение, какое она обрела за время своего существования, но сущностное определение колоссального опыта театрально-сценической культуры, собранное, сконцентрированное, сгруппированное в лице одной отдельной личности. Вся мировая театральная культура XX столетия, так или иначе, проходит под знаком «Станиславский».

Безусловно, что личность К.С. Станиславского обладала сознанием лично-общественного универсализма, т.е. «безусловной внутренней и внешней солидарности каждого со всеми и всех с каждым» (Вл. Соловьев). Универсализм Станиславского является следствием развития «родовой» личности (подражание – воспроизведение), «общественной» на уровне продуктивной социокультурной значимости (создание МХТ – «гражданское служение России») и, определим очень условно, «фундаментально универсальной» – «безусловной внутренней и внешней солидарности всего со всем». Он первый художник и артист, кто обратил свое сознание не к специализированным формам художественной деятельности (сценической), а к самой природе творчества («довыразительной»).

Станиславский сам сформулировал идеально-концептуальную программу, которую корректировал на протяжении всей своей творческой жизни, и сам ее реализовал в творческой и педагогической практике.

Повторим еще раз тезис: «система Станиславского» представляет собой интенсивный (напряженный, усиленный) педагогический метод познания механизмов творчества в соотношении с внутренними процессами саморазвития творца, а не с внешними результатами деятельности.

На языке современной педагогической науки «метод Станиславского» более созвучен с методом «дидактической эвристики», представляющий собой метатворческую деятельность, который обучает не столько формам деятельности, но развивает саму природу творчества каждой индивидуальности.

«Система Станиславского», как творческий педагогический метод развития, воспитания, обучения и формирования, получила свое рабочее оформление в «студийной педагогике» первых десятилетий XX столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: