Студентам предоставляется право самостоятельного творческого выбора формы проведения семинарского занятия. В зависимости от каждой конкретной темы семинар может проходить в качестве:
– развернутой беседы на основании плана, при захвате общего спектра вопросов;
– устного опроса студентов по вопросам плана семинара;
– прослушивания и обсуждения докладов (рефератов) студентов;
– семинара-диспута по проблемным вопросам, предложенной темы;
– семинара-дискуссии;
– «театрализованного» семинара;
– семинара-игры;
– семинар – «мозговой штурм» по выработке студийного «концепта»;
– семинар – «круглый стол» по обсуждению студийных «проектов-моделей»;
– комментированного чтения и анализа дипломных работ предшествующих выпусков;
– смешанной формы, с элементами различных форм проведения.
Выбор формы проведения семинарского занятия обуславливается соответствием тематическому плану и учебной программе курса; отчетливостью постановки цели семинарского занятия; раскрытием органического единства теории и практики.
|
|
После того как становится понятным круг вопросов и тематическая направленность плана семинара, самостоятельная работа студента над учебным материалом семинарского занятия начинается с момента ознакомления со «Списком литературы». В связи с отсутствием общего учебного пособия по данному курсу требуется рассмотреть достаточно большой объем разрозненного исторического и теоретического материала различного по своему качеству.
Процессы аналитической интеграции должны осуществляться самостоятельной разработкой студента своей гипотетической концепции по каждой конкретной теме в соответствии с общим планом семинарского занятия. Планомерная работа студента по вопросам курса предполагает перспективу теоретического моделирования «концепта» своего театрально-художественного коллектива с его дальнейшей практической апробацией.
ОПИСАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ I
2 часа
Тема: Становление и развитие театрально-педагогического метода обучения сценическому искусству
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Становление театрально-педагогического метода в системе общего образования: Школьный театр, Кадетский театр, Университетский театр.
2. Казенное образование и методы самообучения и саморазвития: образовательные модели XIX столетия. Персоналии: Дмитревский, Гнедич, Катенин, Щепкин.
3. Сценическая педагогика: «модульный» метод профессионально-ремесленного обучения. Персоналии: Южин, Ленский, Юрьев.
4. Реформы театрального образования – драматические классы обучения сценическому искусству. Персоналии: Воронов, Островский, Немирович-Данченко.
|
|
5. Концепция творческого развития будущего художника сцены как основа театрально-педагогического метода. Персоналии: К.С. Станиславский.
Список литературы:
1. Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского театра в 2-х томах. Т. 2. – М.-Л., Тео-Кино-Печать, 1929. – С. 184–199.
2. Ленский А.П. Статьи, письма, записки. – М., 1950.
3. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. – М., 1989.
4. Рогачевский М. Иван Васильевич Самарин. – М.: Искусство, 1948.
5. Станиславский К.С. Записные книжки. – М., 2001. – 206 с.
6. Щепкина-Куперник Т.Л. Ермолова. – М., 1983.
7. А.И. Южин. Записи. Статьи. Письма. – И.: Искусство, 1951.
Дополнительная литература:
Берковский Н.Я. Литература и театр. – М., 1969.
Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.
Диалог культур: Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. Сборник. – СПб, 1997.
Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сборник трудов. – М., 1988.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993. – 527 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – 544 с.
Шаляпин Ф.И. Сборник. В 2-х т. – М., 1957.