Семинарское занятие VI

2 часа

Тема: Концепции личности и индивидуальности в различных «методах» театральной педагогики

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Творческая «концепция личности» как методологическая основа педагогической практики. Персоналии: Мейерхольд, Вахтангов, Чехов.

2. Художественно-творческие контексты «индивидуального подхода».

3. Гармоническое соотношение метода и приема в процессе развития и обучения.

4. Элементы творческого «внимания» и «воображения» в различных художественно-театральных «системах».

5. «Воображение» и методы подхода к сценическому воплощению («я – в предлагаемых обстоятельствах», «если бы», «а, вдруг!» и т.д.) с точки зрения современной психологии.

6. Психологическая категория «бессознательного» и художественно-творческий принцип «от сознательного к бессознательному».

Список литературы:

1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. – Самара, 2000.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

3. Ананьев В.Г. Психология и проблемы человекознания. – М., 1998.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., 1998.

5. Колков А.И. Художественное творчество и гармония// В кн.: Диагностика и развитие художественной одарённости. – СПб., 1992, с. 85 – 90.

6. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: Учебное пособие для психологов и педагогов. – М., 1998.

Дополнительная литература:

Бессознательное. Сборник статей. Т. 1. – Новочеркасск, 1994.

Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.,1991.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ VII

2 часа

Тема: Театральность как психотехническая система моделирования ролевых функций

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Принцип театральности как возможность психотехнического моделирования «себя как другого».

2. Соотношение категорий «театральность» и «игра».

3. Психологические механизмы идентификации в системах «художественного подражания».

4. Сюжетно-ролевая игра или «мнимая ситуация» (Л.С. Выготский) – вершина эволюции игровой деятельности.

5. Психотехнические механизмы моделирования ролевых функция в условиях «игровой персонификации».

6. Проблема соотношений методики преподавания дифференцированных спецдисциплин и игровых технологий развития.

Список литературы:

1. Баркер Клив. Театральные игры: новые достижения в драматическом обучении. – Лондон, 1977.

2. Всеволодский-Генгросс В.Н. Игры народов СССР. – М.-Л., 1933.

3. Игры: обучение, тренинг, досуг: Под редакцией В.В. Петрусинского// В четырёх книгах. – М., 1994.

4. Ильин В.И. Игра как социальное поведение. – М., 1999.

5. Козякова М.И. Эстетика повседневности: материальная культура и быт Западной Европы XV – XIX веков. – М., 1996.

6. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. – М., 1992.

7. Лапина Е.А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества// В сборнике: Исследование проблем психологии творчества. – М., 1983. – С. 326 – 335.

8. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. – М., 1992.

9. Рошаль Л. Мир и игра. – М., 1973.

10. Утехин И. Театральность как инстинкт: семиотика поведения в трудах Н.Н. Евреинова. –«Театр», №2, 2001.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Дополнительная литература:

Евреинов Н.Н. Театр как таковой (обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства в жизни) – 2-е изд., Пг., 1923.

Евреинов Н.Н. Театр у животных (о смысле театральности с биологической точки зрения). – Л.-М.: Книга, 1924.

Иванов Владислав. «Милый лектор», он же – «современный маркиз де Сад»// В кн.: Мнемозина. Документы и материалы по истории русского театра XX в. – М.: ГИТИС, 1996.

Казанский Б.В. Метод театра (Анализ системы Н. Евреинова). – Л., 1925.

Почепцев Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание. –М., 1998, с. 100 – 110.

Старк Э. Старинный театр. – М.: Третья стража, 1922.

Хёйзинга Йохан. Homo ludens. – М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: