Театральная педагогика как средство развития, воспитания, формирования и обучения художественному творчеству требует расширенного, углубленного и обобщенного обоснования. «Художественное творчество» как фундаментальный содержательный объект не ограничивается отраслями художественной деятельности (сценической, музыкальной, изобразительной и т.д.), а предметы образовательной деятельности находятся в сферах «довыразительной» природы творчества. Ее цели и задачи обусловлены проблемами достижения и реализации гармонической целостности ученика.
РАБОЧИЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕАТРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
(составлен А.Ю. Титовым)
Необходимость создания автономной экспериментально-творческой лаборатории художественно-театрального развития и воспитания, как самостоятельного учреждения или отдела в составе межотраслевых взаимодействий (культура, образование, социальная работа и пр.) обусловлена целым рядом существенных причин, которые и сформировали основные положения проекта программы.
|
|
1. Художественное развитие и воспитание детей и юношества категорически не может базироваться на какой-либо конкретно-специализированной художественно-творческой деятельности (музыкальной, хореографической, сценической и т.д.). Во-первых, исходя из психологического принципа соотношения и взаимодействия общих способностей к специальным и наоборот. Во-вторых, ввиду принципиальной самостоятельности и автономности развития творческих способностей не зависимых от конкретного рода деятельности (тем более так называемой «художественно-творческой» деятельности). В третьих, учитывая универсально-сикретическую (нерасчленимую) природу художественной целостности развития.
2. Исходя из принципа целостности как обязательного условия художественного развития и воспитания, в основу экспериментально-творческой лаборатории положен принцип театральности, как наиболее синкретичный в своей природе вид творчества. Тезис «театр – искусство синтетическое» не может и не должен реализовываться как механическое соединение различных видов художественной деятельности (как изобразительных, так и выразительных). Методологически «принцип театральности» должен выявлять и определять психологические механизмы творческой, игровой возможности «быть собой» – «быть другим». Театральный принцип «перевоплощения» рассматривается как универсальный, модульный метод (соотношение «части к общему») создания творческих, игровых технологий художественной деятельности в целом. Данный раздел осуществляет научно-методическую, исследовательскую, творческо-производственную программу экспериментальной лаборатории и является ее основным рабочим принципом (в отличие от так называемого «полихудожественного» подхода).
|
|
3. Экспериментальное направление творческой лаборатории обусловлено эвристическим (поисковым) характером выявления универсальных механизмов организации творческого процесса. Эксперимент, как род опыта, имеющий целенаправленно исследовательский характер и проводимый в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения, позволяет поставить основной акцент на процессе поиска, а не на результате (спектакль, концерт и пр.). Основные задачи эксперимента определяются общей целью «вычисления» алгоритма «довыразительного» художественно-творческого процесса, т.е. его «внутренняя» последовательность, устойчивость и вариативность в соотношении и взаимодействии с конкретными задачами «художественной» выразительности в различных видах «художественной деятельности».
4. Для практической апробации научно-исследовательских концепций, эвристических (поисковых) гипотез художественного творчества необходимо создание автономной, стационарной, т.е. постоянно действующей площадки, оснащенной (по крайней мере) минимумом технических средств.
5. Творческие методы, методики и технологии работы лаборатории должны осуществляться на основе развития научно-интегративных принципов творческой (студийной) педагогики художественного развития и воспитания.
Технологическая формализация творческих принципов студийной педагогики предлагается в качестве программно-тематического комплекса исследовательских и эвристических задач экспериментальной лаборатории.
6. Исходя из общих принципов и положений, возникает и определяется необходимость межотраслевого организационного (административно управляющего) состава экспериментальной полощадки-лаборатории, проводящей научно-методические, производственно-творческие эксперименты или учебные занятия. То есть, учреждения отраслей культуры (и искусства), образования (школьного, дошкольного, вузовского, дополнительного и пр.), просвещения, социальной работы организуют, осуществляют и поддерживают работу лаборатории на принципе паритетного взаимодействия, т.е. равного представительства и заинтересованности. Принцип общего взаимодействия является обязательным и необходимым условием составления Устава экспериментально-творческой лаборатории, а также учебно-образовательных, воспитательных, развивающих программ.
7. Рабочий проект программы экспериментально-творческой лаборатории и в процессе своей практической реализации требует постоянной корректировки, комбинаторного варьирования задач и положений на уровне «художественного» замысла (прототипа, прообраза) с целью предотвращения каких-либо элементарных проявлений застоя, догматизма и консерватизма.
Цель программы – разработка и практическая апробация научно-перспективной концепции развития, формирования и воспитания человека XXI века на основе рабочей программы «Художественное развитие внутреннего Я».
Задачи программы:
1. Создание экспериментально-инновационной площадки-лаборатории с материально-технической базой реализации программы.
2. Широкое привлечение отечественных и зарубежных специалистов в теоретических и практических сферах деятельности по работе с детьми и юношеством (культуры, образования и воспитания, социальных работников) для участия в создании рабочей концепции «Человек XXI», в форме открытых уроков-занятий, тренингов, семинаров, конференций.
2.1 Создание условий и возможностей для публикации научно-исследовательских работ, методик и пособий с целью распространения научно-теоретического опыта по работе над концепцией «Человек XXI».
|
|
2.2. Осуществление практической помощи в районных организациях области по работе с детьми и юношеством (выездная работа лаборатории).
2.3. Разработка методик и технологий психолого-педагогической помощи в подготовке специалистов дополнительного образования по программе «Художественное развитие внутреннего Я» в контексте рабочей концепции «Человек XXI».
3. Создание реальных программ социальной защиты духовного и нравственного воспитания детей и юношества.
4. Формирование «экологической» культуры как творческой (креативной) среды обитания.
5. Активное развитие и использование методов и технологий этнопедагогики.