Проблемы программного обеспечения универсального содержания

Театральная педагогика как средство развития, воспитания, формирования и обучения художественному творчеству требует расширенного, углубленного и обобщенного обоснования. «Художественное творчество» как фундаментальный содержательный объект не ограничивается отраслями художественной деятельности (сценической, музыкальной, изобразительной и т.д.), а предметы образовательной деятельности находятся в сферах «довыразительной» природы творчества. Ее цели и задачи обусловлены проблемами достижения и реализации гармонической целостности ученика.

РАБОЧИЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕАТРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

(составлен А.Ю. Титовым)

Необходимость создания автономной экспериментально-творческой лаборатории художественно-театрального развития и воспитания, как самостоятельного учреждения или отдела в составе межотраслевых взаимодействий (культура, образование, социальная работа и пр.) обусловлена целым рядом существенных причин, которые и сформировали основные положения проекта программы.

1. Художественное развитие и воспитание детей и юношества категорически не может базироваться на какой-либо конкретно-специализированной художественно-творческой деятельности (музыкальной, хореографической, сценической и т.д.). Во-первых, исходя из психологического принципа соотношения и взаимодействия общих способностей к специальным и наоборот. Во-вторых, ввиду принципиальной самостоятельности и автономности развития творческих способностей не зависимых от конкретного рода деятельности (тем более так называемой «художественно-творческой» деятельности). В третьих, учитывая универсально-сикретическую (нерасчленимую) природу художественной целостности развития.

2. Исходя из принципа целостности как обязательного условия художественного развития и воспитания, в основу экспериментально-творческой лаборатории положен принцип театральности, как наиболее синкретичный в своей природе вид творчества. Тезис «театр – искусство синтетическое» не может и не должен реализовываться как механическое соединение различных видов художественной деятельности (как изобразительных, так и выразительных). Методологически «принцип театральности» должен выявлять и определять психологические механизмы творческой, игровой возможности «быть собой» – «быть другим». Театральный принцип «перевоплощения» рассматривается как универсальный, модульный метод (соотношение «части к общему») создания творческих, игровых технологий художественной деятельности в целом. Данный раздел осуществляет научно-методическую, исследовательскую, творческо-производственную программу экспериментальной лаборатории и является ее основным рабочим принципом (в отличие от так называемого «полихудожественного» подхода).

3. Экспериментальное направление творческой лаборатории обусловлено эвристическим (поисковым) характером выявления универсальных механизмов организации творческого процесса. Эксперимент, как род опыта, имеющий целенаправленно исследовательский характер и проводимый в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения, позволяет поставить основной акцент на процессе поиска, а не на результате (спектакль, концерт и пр.). Основные задачи эксперимента определяются общей целью «вычисления» алгоритма «довыразительного» художественно-творческого процесса, т.е. его «внутренняя» последовательность, устойчивость и вариативность в соотношении и взаимодействии с конкретными задачами «художественной» выразительности в различных видах «художественной деятельности».

4. Для практической апробации научно-исследовательских концепций, эвристических (поисковых) гипотез художественного творчества необходимо создание автономной, стационарной, т.е. постоянно действующей площадки, оснащенной (по крайней мере) минимумом технических средств.

5. Творческие методы, методики и технологии работы лаборатории должны осуществляться на основе развития научно-интегративных принципов творческой (студийной) педагогики художественного развития и воспитания.

Технологическая формализация творческих принципов студийной педагогики предлагается в качестве программно-тематического комплекса исследовательских и эвристических задач экспериментальной лаборатории.

6. Исходя из общих принципов и положений, возникает и определяется необходимость межотраслевого организационного (административно управляющего) состава экспериментальной полощадки-лаборатории, проводящей научно-методические, производственно-творческие эксперименты или учебные занятия. То есть, учреждения отраслей культуры (и искусства), образования (школьного, дошкольного, вузовского, дополнительного и пр.), просвещения, социальной работы организуют, осуществляют и поддерживают работу лаборатории на принципе паритетного взаимодействия, т.е. равного представительства и заинтересованности. Принцип общего взаимодействия является обязательным и необходимым условием составления Устава экспериментально-творческой лаборатории, а также учебно-образовательных, воспитательных, развивающих программ.

7. Рабочий проект программы экспериментально-творческой лаборатории и в процессе своей практической реализации требует постоянной корректировки, комбинаторного варьирования задач и положений на уровне «художественного» замысла (прототипа, прообраза) с целью предотвращения каких-либо элементарных проявлений застоя, догматизма и консерватизма.

Цель программы – разработка и практическая апробация научно-перспективной концепции развития, формирования и воспитания человека XXI века на основе рабочей программы «Художественное развитие внутреннего Я».

Задачи программы:

1. Создание экспериментально-инновационной площадки-лаборатории с материально-технической базой реализации программы.

2. Широкое привлечение отечественных и зарубежных специалистов в теоретических и практических сферах деятельности по работе с детьми и юношеством (культуры, образования и воспитания, социальных работников) для участия в создании рабочей концепции «Человек XXI», в форме открытых уроков-занятий, тренингов, семинаров, конференций.

2.1 Создание условий и возможностей для публикации научно-исследовательских работ, методик и пособий с целью распространения научно-теоретического опыта по работе над концепцией «Человек XXI».

2.2. Осуществление практической помощи в районных организациях области по работе с детьми и юношеством (выездная работа лаборатории).

2.3. Разработка методик и технологий психолого-педагогической помощи в подготовке специалистов дополнительного образования по программе «Художественное развитие внутреннего Я» в контексте рабочей концепции «Человек XXI».

3. Создание реальных программ социальной защиты духовного и нравственного воспитания детей и юношества.

4. Формирование «экологической» культуры как творческой (креативной) среды обитания.

5. Активное развитие и использование методов и технологий этнопедагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: