К программе «Музыкальное воспитание»

Курс музыкального воспитания ставит перед собой несколько основополагающих задач: во-первых, не просто воспитывать у ребенка способности воспринимать музыкальную структуру (музыкальный текст), а научить улавливать ее идейно-художественное содержание (контекст и подтекст). Во-вторых, музыка должна стать для ребенка способом коммуникации, языком общения, причем не только общения автора со слушателями через посредство исполнителя, а как общение одного сознания с другим посредством вибраций. Он должен научиться ощущать музыкальную образность любого явления, предмета, его состояния – это конечная цель данного курса. Из самой специфики музыкального творчества вытекает необходимость развития у учащихся интуитивного восприятия музыкального материала.

Еще одной целью предмета является самовыражение ребенка в звуке. При этом возникает необходимость синтеза музыкального воспитания с предметами «Пластика», «Художественное движение»; и здесь не может быть простой иллюстрации музыкального материала. Необходим именно комплекс творческих средств для самораскрытия и самовыражения.

Наряду с синтезом немаловажным является принцип сотворчества, гармонического совмещения усилий учащихся и педагогов в общем творческом процессе. Таким образом, целью музыкального воспитания является не просто обучение профессиональному пению или музыцированию, а творческое познание звука в себе и во вне.

Важным в процессе обучения является создание таких условий, когда акцент делается, прежде всего, на самостоятельную творческую деятельность, однако с необходимым корректирующим вкладом педагога с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Другой воспитательный момент – привитие вкуса, но не просто музыкального вкуса как изысканности, а как умения различать качество воздействия музыки или любого другого гармонического звучания.

Немаловажной задачей предмета является формирование здорового человека. Еще в глубокой древности воспринимали искусство не только как художественный фактор в жизни общества, а учитывали его формирующий, даже воспитательный и лечебный аспекты. Эскулап лечил радикулиты и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом. Пифагор исцелял болезни духа, души и тела, исполняя составленные им специально для этих целей композиции или читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. Эти факты говорят еще раз о благотворном воздействии музыки на организм человека. В наше нелегкое время, полное стрессовых ситуаций, это необходимо помнить. Ребенку же, особенно в переходном возрасте, нужно помочь, создав благоприятные условия. В будущем он сам найдет «свою» музыку, помогающую ему в жизни. А пока задача предмета – показать всю палитру возможностей, помочь определиться в выборе.

Вокальное воспитание, как часть общего музыкального воспитания, является неотъемлемой частью обучения и способствует раскрытию индивидуальности ребенка, его способностей, творческой активности.

Звук, звуковая атмосфера, как и воздушная – это часть нашей жизни, и то, что мы обращаем на нее мало внимания является нашей проблемой. Нет людей не умеющих петь, есть люди не умеющие слушать. Кто хоть раз услышал музыку леса, ручья, ощутил музыку своей души в гармонии с Миром, тот никогда не скажет, что не умеет петь.

Занятия вокалом позволяют каждому ученику прикоснуться к миру звуковой вибрации, научиться чувствовать их всем телом и, свободно существуя в них, познавать их и делиться познанным посредством собственного голоса, своего вокализа, звучания ансамбля. Курс включает в себя 3 раздела: 1) образовательный; 2) технический; 3) творческий.

Каждый из предлагаемых разделов является творческим, но именно последний раздел поможет ученику наиболее полно ощутить окружающий мир через звук вообще и через звук собственного голоса.

Во втором, техническом разделе предлагается подготовить слух, тело и голос к восприятию и нормальному существованию в тех вибрациях, ритмах и звуках, которые неподготовленный человек просто не почувствует.

Наконец, первый, образовательный раздел предусматривает знакомство с музыкой древних и современных цивилизаций, ритуальным пением различных стран. Основная его задача - развитие внешней и внутренней чуткости, умение воспринимать Мир через звуки и музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: