К программе «Общее пластическое развитие и воспитание»

Человек является частью природы. Природа сама по себе пластична, т.е. способна к постоянному движению, изменению, активному взаимодействию. Значит и в человеке тоже заложена природная пластичность, стремление к красоте и гармонии.

Каждого человека всегда привлекает в других гармоничность движений. Одновременно с этим он сравнивает себя с такими людьми. Понимание своего несовершенства приводит к возникновению комплексов, страха перед своим телом (потеря естественной органики). В тоже время появляется желание быть внешне «красивым» (ставка на внешнюю презентабельность). Так возникает внутренний конфликт.

Предмет «Пластика» на первом этапе направлен на то, что бы помочь человеку избавиться от страха и стеснения, от сознания собственной неловкости. Результатом этого этапа станут раскрепощение тела, умение слушать его, желание научиться управлять им (снятие «мышечной брони»).

Мы не отказываемся от различных тренингов, но не хотим, чтобы ученики просто механически повторяли предлагаемые упражнения, так как на достижение желаемого результата таким образом уходит очень много времени, а повторение одних и тех же тренингов быстро утомляет, снижая их эффективность. Поэтому в наши занятия мы вводим игровые элементы. Правила любой игры – действие в полном соответствии с выбранным образом, предлагаемыми обстоятельствами. В момент игры человек забывает оценивать себя в своих недостатках, особенно ребенок, так как для него игра так же реальна как и окружающий мир.

Основными характеристиками игры являются повторяемость и способность творить варианты (комбинаторика). Ребенок в игровой ситуации как рыба в воде: не закрепощен, увлечен действием. Любые предлагаемые в этот момент упражнения воспринимаются либо как дополнительные условия игры, либо как средства достижения поставленных игрой задач. Изменяющиеся предлагаемые обстоятельства меняют и исполнение упражнений, поэтому они не надоедают и могут быть изменены и дополнены самими учащимися в ходе игры. Появляется элемент творчества.

Игра изначально предполагает работу с образом, партнером, пространством. Играя, дети интуитивно усваивают эти понятия. Наша задача, как преподавателей – сделать этот момент осознанным, в процессе занятий обращать внимание учащихся на эти понятия и вводить в разминочный комплекс специальные упражнения.

В игре начинает проявляться индивидуальность ребенка. Теперь основная задача – научить слушать себя, свой внутренний мир и пребывать, выражать его в движении. Если на первом этапе игры были развивающими с элементами творчества, то теперь игры должны быть творческими – игра-импровизация на заданную тему. Затем учеников нужно подвести к тому, что тему должны задавать они сами. Очень важно, что бы они искали источник творчества в себе, а для этого им придется слушать свой внутренний мир. Идет процесс поиска учеником своей индивидуальности, дающей импульс к творчеству.

Наконец появляется потребность в выражении найденного, а, следовательно, и потребность поиска формы для этого выражения. Уже не достаточно хорошо управлять своим телом, нужны выразительные средства. Этими конкретными формами выражения являются пантомима и танец. Глубокое освоение этих дисциплин невозможно без работы с пространством, образом, партнерами. Важным элементом является ощущение музыки, чувство ритма. Все это учащиеся уже освоили в ходе игры, только теперь это должно быть целенаправленно изучено и использовано ими самими с полным сознанием того, что они делают.

Занятия строятся поэтапно следующим образом: 1) игровая разминка; 2) познавательно-экспериментальный этап; 3) обобщающе-творческий этап. Занятие должно заканчиваться этюдом в котором будут в игровой форме выражаться все усвоенные учащимися знания и навыки. После каждого занятия должен подводиться итог.

Одновременно с появлением индивидуальности учащимся становится очень сложно работать в ансамбле. Несмотря на то, что даются упражнения на взаимодействие с партнером, дети как бы перестают слышать друг друга. Важно не упустить этот момент, так как дальнейшая работа без ощущения партнеров невозможна.

Если до сих пор выразительные средства (пантомима, танец) предлагались преподавателями, а учащиеся пытались их творчески переработать, сделать своими, то на следующем этапе они должны сами создавать новые формы. Эти формы станут для детей живыми, наполненными, а от них человек должен перейти к тому что бы формы созидались непосредственно в процессе выражения. Для этого необходим синтез полученных знаний и навыков, целостное восприятие, самостоятельная работа над собой.

Основная цель художественного движения в рамках пластического воспитания – развитие творческих умений, органичного, бесконфликтного встраивания в окружающий мир. Бесконфликтность естественного существования заложена не только в танцевальных движениях, но и в философии восточных и славянских единоборств. Переводя акцент прикладного применения техник рукопашного боя на принцип психофизического само совершенства, используя элементы плавного шага «тайцзы», уклончивого движения русской «свили», стремительного переключения фехтовальной пластики, мы получим еще одну прекрасную возможность гармонического развития личности.

Главная задача пластического воспитания – сформировать понимание того, что за многообразием форм лежит единый, всеобъемлющий принцип целостного человека.

Резюме

Проект программы художественного универсального развития представляет собой тип общеобразовательной программы, интегрированный на основе типовых, рабочих и индивидуальных программ. Принцип ее конструирования – спирально-концентрическая последовательность и поэтапность (возвращение, расширение и углубление).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: