Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс

дующий: на что должен их поменять пациент, какие новые ценности обрести?

Для такого экзистенциалиста, как Сартр, ответ был бы прост: освобождение происходит через обнаружение собственной свободы, через подлинный выбор самого себя. Но Босс отвергает это как субъективизм. "Понять человека, - пишет он, - как служителя и хранителя истины... значит освободить его от эгоцентрического самовосхваления, автономии и автаркии субъективистских мировоззрений. Точка зрения аналитика Dasein возвращает человеку его достоинство: он является посланником того, что лежит в основании всего сущего; посланником, который послан в свою жизненную историю с возложенной на него задачей дать истине... проявиться настолько, насколько это возможно в данном времени и месте"208. Аналитик показывает пациенту, что все его нормы, ценности абсолютно субъективны, зависят от других людей и внешних условий. В результате пациент избавляется от своего "самодовольного убеждения в том, что он или псевдоморалистические традиции его окружения имеют право определять, кто он, - и вещи сами раскроются для него"209. Это не экзистенциалистская свобода выбирать себя, а принятое обязательство по отношению к бытию. Терапевт является лишь его представителем, он не навязывает пациенту своих ценностей вместо старых. Появляется абсолютный авторитет, субъективизм преодолевается.

Но неопределенность этого высшего авторитета настолько велика, что, ссылаясь на него, индивид волен поступать так, как пожелает. Поэтому Босс говорит и об абсолютно свободном выборе пациента. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на индивида как на вещь. Такой взгляд не только не дает психологу возможность понять людей в свете их существования-в-мире, но и воплощается в дегуманизации людей техницизмом и бюрократизмом. Человек свободен и один ответственен за свое существование. Свобода, указывает Босс, не есть нечто, чем люди обладают; она есть нечто, что они есть. Именно этот принцип экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением в американской психологии.

Босс утверждает, что бытие представляет собой не что иное, как возможность отношения к тому, что мы встречаем. "В реальности, -пишет Босс, - человек существует всегда - и единственно - как ми-

™ Boss M. Psychoanalysis and Daseinsanalysis.- P.70. :"' Boss M. Psychoanalysis and Daseinsanalysis.- P.71.

Ю.В. Тихонравов

риады возможностей отношения и раскрытия живых существ и предметов, с которыми встречается"210. "Человек должен ответственно принять все свои возможности раскрывающих мир отношений, так, чтобы все, высвечивающееся этими отношениями, вошло в его бытие наилучшим образом; человек должен принять свои жизненные возможности, он должен сделать их своими, собрать в собственном аутентичном Я, не удерживая в зауженном менталитете анонимного, неаутентичного "каждого". Свобода человека - в готовности принять все это и в том, чтобы позволить этому быть..."211.

Чтобы проиллюстрировать, что значит для человека отказ от свободы реализации возможностей существования, Босс приводит пример человека, страдающего меланхолией: "То, что пациент-меланхолик не мог открыто и ответственно принять все те возможности отношения к миру, которые могут составить его собственное истинное Я, соотносится со всем его существованием. Соответственно, такое существование не самостоятельно, оно постоянно становится добычей требований, ожиданий и желаний других. Такие пациенты пытаются жить в соответствии с этими чуждыми ожиданиями, чтобы не потерять защиту и любовь тех, кто их окружает. Но чем больше эти пациенты позволяют другим управлять тем, как они чувствуют, действуют, понимают, тем больше они оказываются в долгу перед главной своей задачей в жизни - принять и реализовать, независимо и ответственно, все аутентичные возможности отношения к тому, что встречают. Отсюда ужасающее чувство вины у меланхолика. Его постоянные самообвинения происходят из его экзистенциальной вины. Выраженность его симптомов варьирует в зависимости от того, насколько не удается ему существовать как открытость миру, в свете которой все встреченное может развертываться и сиять в полном своем значении и содержании212.

В целом Босс следует Хайдеггеру, но у него бытие все больше приобретает черты не мифопоэтического логоса, а индуистского брахмана и христианского Бога-отца. Теперь описываемые им экзистен-циалы становятся свойствами не индивида, а бытия, иногда приобретающего черты бытия абсолютного, божественного. Вслед за Хай-деггером Босс осуждает современную цивилизацию, которой

2l"Boss M. Psychoanalysis and Dascinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963. P. 183. :" Boss M. Psychoanalysis and Dascinanalysis- N.Y.: Basic Books. 1963.- P.48. -i:BossM. Psychoanalysis and Dascinanalysis. N.Y.. Basic Books, 1963.- P 209-210.

= 136

Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс ---------------------------

противопоставляет идеализируемые "традиционные общества". Иногда он даже выходит за пределы психоаналитического фамилиализма и говорит о том, что существующие социальные отношения являются причиной невротических заболеваний. Но далее аналогий между типами семьи в различных обществах и симптоматикой психических заболеваний он не идет. Семья, как ее понимает Босс, связана с социальными структурами, воспроизводит нормы и ценности, характерные для данного общества. Но, с его точки зрения, сами социальные структуры, все отношения между людьми определяются способами видения мира, пребывания в "близости" или в "удаленности" от бытия, которое раскрывается каждому независимо от каких-либо социальных обстоятельств. Босс, как и Хайдеггер, обвиняет науку и технику, которые "закрыли" от людей бытие. Открытым же оно является для людей традиционных обществ. Поэтому, несмотря на оговорки, Босс, "культурный гуманитарий и примерный буржуа" (по определению Айзенберга), все в большей мере отрицает достоинства научно-технической цивилизации в сравнении с традиционными обществами, несмотря на царящие там предрассудки, голод, болезни, нищету. Он признает достоинства кастовой системы в Индии, считая ее чрезвычайно полезной для психического здоровья. Как пишет Айзенберг, "во многом не желая того, Босс нередко становится на весьма реакционные позиции, а затем оказывается вынужденным защищаться от обвинений в том, что является антинаучным и антимодернистским обскурантом"213.

В "Экзистенциальных основаниях медицины и психологии", которая представляет собой программу перестройки психологии и всей системы медицинских наук, Босс и не пытается защищаться от подобных обвинений и совершенно открыто пишет о том, что все науки о человеке, естественные и социальные, совершенно ложны. Босс начинает свою книгу с указания на то, что любая научная теория опирается на философские предпосылки, с изменением которых меняется и вся система воззрений. Он ставит перед собой задачу ликвидировать картезианство в психологии и медицине. На место изгнанных из человекознания естественных наук необходимо поставить хайдеггеровское учение о целостном Dasein, неразложимом на составные элементы и рассматриваемом как совокупность экзистенци-алов. Все существующие теории восприятия, памяти, эмоций, мыш-

!,J Isenberg О. The Existentialist Critique of Freud: The Crisis of Autonomy.-P.307.

137 =

Ю.В. Тихонраеов

ления отвергаются, и на их место становится экзистенциальная аналитика. Новая медицина начинается с отказа от понятия "организм", на место которого должна встать "телесность". На место традиционных понятий биологии и физиологии Босс ставит экзистенциалы. Босс не говорит о модусах бытия-в-мире в том же смысле, что и Бинсван-гер, предпочитая говорить о тех характеристиках, которые присущи любому человеческому существованию. Именно эти характеристики он, вслед за Хайдеггером, называет экзистенциалами. Среди наиболее важных из обсуждаемых Боссом экзистенциалов - телесность, пространственность, темпоральность, существование в разделенном мире и настроение или настроенность.

Наиболее важным для Босса экзистенциалом является телесность. Телесность определяется как телесная сфера исполнения человеческого существования. Телесность не ограничивается тем, что под кожей; она распространена, как и отношение к миру. Босс говорит о продолжении телесности способов бытия-в-мире. Он приводит пример указания на что-либо. Оно простирается (продолжение телесности) до того объекта, на который указывают, и даже далее, ко всем феноменам мира, с которыми я имею дело. Границы моей телесности совпадают с границами моей открытости миру.

Человеческое тело, заявляет Босс, служит главным объектом современной медицины, которая понимает его как "манипулируемый материальный предмет", находящийся в определенном, "заключенном под кожу", пространстве. Но тем самым, считает Босс, утрачивается все, что является специфически человеческим. "Никто еще не был способен, - пишет он, - показать, как две столь фундаментально различные вещи - метафизическая жизненная сила и бездушная химическая субстанция - могут соединиться друг с другом, чтобы образовать такое единство, как человеческая телесность"214. Телесность человека не имеет ничего общего с предметами внешнего мира и телами животных. У человеческой телесности нет внешних границ, ее существование в пространстве и времени радикально иное, чем у всех остальных сущих. Телесность распространяется на все воспринимаемое человеком, все феномены его бытия-в-мире связаны с его телесностью; границы его тела совпадают с границами его мира: звезда, которую индивид рассматривает в телескоп, является в данный момент границей его телесности. В отличие от фиксированного физи-

-u Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology- P. 101.

Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс

ческого тела, человек находится в непрерывном изменении и любое его движение, настроенность органов чувств выносит его за собственные пределы. Вспоминая свое пребывание в городе, расположенном за несколько тысяч километров, он находится там, а не в собственной квартире, где пребывает телесно. Телесность, по Боссу, есть "равная по широте миру открытость"215.

Эти положения напоминают то, что говорил Бергсон в своей работе "Материя и память", с тем отличием, что Бергсон никогда не считал человеческое тело равным по широте всему миру. Конечно, Босс не может не знать, что при повреждении органов чувств мы перестаем видеть или слышать, что боль заставляет нас вспоминать о нашем физическом теле. Но это, говорит он, уже сфера патологии, и она должна рассматриваться как таковая. Для человека патологично иметь физическое тело, подобное телу животного. Телесность есть не что иное, как проявление экзистенции. Первична экзистенция, вторична ее сущностная характеристика -телесность; материальное тело патологично. Экзистенция со всеми ее экзистенциалами обитает не в материальном мире, а в мире смыслов. Она не детерминируется извне какими-либо причинами, но определяет сама себя в акте выбора. Босс открыто заявляет, что в противоположность большинству естествоиспытателей нашего времени является сторонником учения о свободе воли, которая является непосредственно данным феноменом и не нуждается в каких бы то ни было доказательствах.

Пространственность существования в экзистенциальном смысле не следует путать с физическим пространством. Экзистенциально мой друг, находящийся в тысяче миль отсюда, может быть в этот момент ближе, чем сосед по площадке. Скрытность и ясность составляют истинную природу пространственности в человеческом мире. Я для моего друга более открыт, и он яснее для меня, чем мой сосед.

Темпоральность существования - не время на часах или календарное время. Это и не бесконечная последовательность моментов настоящего, как в физике. Время в мире для того, чтобы быть использованным человеком. Время всегда то, чего достаточно (или недостаточно) для того, чтобы сделать нечто. Это "время для" - наиважнейшее для человеческого существования. Время может быть расширено, - например, когда человек говорит: "Следующий год я

"'Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology.-P. 104.

139 =

Ю.В. Тихонравов

намерен провести в кругосветном путешествии", или сокращено, -например, когда говорится: "У меня в запасе всего минутка". Человеческое время поддается датированию. Мы пользуемся такими словами, как "сейчас", "прежде" и "потом" для обозначения настоящего, прошлого и будущего, что подробнее будет рассмотрено в разделе "Развитие".

Человеческое существование в разделенном мире. Экзистенциальную психологию иногда обвиняют в солипсизме, в том, что она видит каждого индивида, как живущего в собственном частном мире, не знающего ничего о мире, в котором живет другой. Босс отвергает справедливость такого обвинения. Души всегда сосуществуют или пребывают с другими в том же мире. Их общая открытость миру позволяет тем же феноменам высвечиваться одними и теми же осмысленными способами для всех людей. Существование человека никогда не частно, кроме патологических случаев; это всегда разделение мира друг с другом.

Настроение или настроенность - это чрезвычайно важный эк-зистенциал, объясняющий, почему наша открытость миру расширяется и сужается, и почему время от времени она высвечивает различные феномены. То, что осознает человек, то, на что он реагирует, зависит от его настроения в данный момент. Если человек тревожен, его Dasein созвучен угрозам и опасностям. Если человек счастлив, его существование созвучно миру радостных взаимоотношений и смыслов. Если настроение меняется от надежды к разочарованию, ясность мира меркнет и открытость сужается. Способ пребывания в мире постоянно созвучен тому или иному настроению. Настроения сами по себе суть экзистенциалы; это - потенциалы, врожденные любому человеческому существованию.

По мнению Босса, следует избавиться от таких понятий, как свойства, способности, функции: ничего подобного нет, а есть "конкретные модусы экзистирования в мироохватывающей открытости, являющейся человеческим здесь-бытием"216. Вопрос о местонахождении психики Босс считает абсурдным, как и любые теории, связывающие психику с мозгом. Вместо понятия "сознание" Босс предлагает выражение "фундаментальная открытость человеческой экзистенции".

Босс довольно любопытно отвечает на критику со стороны известного французского психолога и психиатра Анри Ая, который, будучи

!|* Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology!- P. 132.

Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс

сам феноменологом, считает, что боссовская трактовка сознания ведет к его "инфляции", поскольку оно растворяется, полностью сливается с миром в "бесконечных экс-тазисах". Босс отвечает: "Но именно это и есть единственное привнесение экзистенциального анализа в психологию и психиатрию"217. Наука вступает в противоречие "именно с тем, в чем экзистенциальный подход видит свое главное привнесение в медицину. Этот подход видит свою перспективу - решительно не естественнонаучную, но феноменологическую - как открытие понимания всех областей человеческого здесь-бытия, к которому естественнонаучная ориентация никогда не сможет подойти"218. Объективизм Босс признает "пережитком картезианства". Онтология Хайдеггера закладывает новое основание, в соответствии с которым должны быть пересмотрены все науки.

Переходя к изложению своих воззрений на "общую экзистенциальную патологию", Босс стремится показать, что все предшествующие теории ничего не понимали в причинах болезни. У заболевания нет причин, имеются только мотивы. В человеческом мире вообще нет причин, прошлое не детерминирует, а мотивирует настоящее. Более того, "все происходящее в мире человеческих существ начинается с точки зрения будущего, так что будущее может претендовать на первичность по отношению к двум другим временным протяжениям человеческой экзистенции. Этот факт имеет величайшую важность для медицины, как для патогенезиса, так и для терапии"219. Медицина вообще обращается к экзистенции человека и лишь во вторую очередь к его телесности. Даже когда речь идет о генетических и инфекционных болезнях, ранениях, Босс считает, что говорить о причинах заболевания бессмысленно. Это нарушения бытия-в-мире, которые излечиваются благодаря расширению поля видения бытия, изменению в отношениях с этой основой основ.

Особенно подробно Босс рассматривает психические заболевания. Все без исключения психозы он трактует как изменения открытости экзистенции. Психические заболевания современных людей связаны с суженностью восприятия бытия, отсутствием смысла существования. Трактовка шизофрении у Босса многими чертами сходна с доктринами антипсихиатрии. По Боссу, шизофреник открывает какое-

217 Boss М Existential Foundations of Medicine and Psychology.-- P. 134. -'* Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology.- P. 155. !l4 Boss M. Existential Foundations of Medicineand Psychology.- P. 193.

Ю.В. Тихонравов

то недоступное большинству измерение бытия, то есть он в высшей степени чувствителен к "сокрытому". Но, не будучи способным выразить этот опыт "сокровенного" в поэзии, философии, религии, такой человек становится больным. Даже тот, кто прошел курс экзистенциального анализа, оказывается в современном обществе изгоем. Если он становится более свободным в своих действиях, независимым в суждениях, обретает чувство собственного достоинства и значимости, то у него оказывается меньше шансов получить работу, благополучно существовать в "массовом обществе". Он перестает стремиться к богатству, потреблению, карьере. Научно-техническая цивилизация калечит людей психически - это, по Боссу, причина всех социальных проблем, патологических актов, массовой преступности, наркомании. Разговор с "любым типичным представителем нашего общества показывает, что все они страдают - считают ли они себя здоровыми или больными"220.

"Промышленно-технологическое" общество не может предложить людям высокого смысла жизни, произошли нарушения во всех человеческих отношениях. С определенными оговорками консервативного характера Босс поддерживает контркультуру, насколько в ней проявился бунт против индустриально-технической цивилизации. Босс отвергает марксизм, ибо видит в нем воплощение технологизма и коллективизма. Свои надежды он связывает, во-первых, с распространением экзистенциально-феноменологического подхода на все науки, что в дальнейшем может подорвать теоретические основы современной цивилизации. Но еще в большей мере он надеется на Восток, который традиционно придавал больше значения внутреннему, а не внешнему, духу, а не материально-техническим достижениям. Он надеется, что со временем "судьба мира" будет такова, что человечеству откроются иные измерения бытия.

Психологи и медики, пишет Босс, "совершенно не замечают, что природа объекта их исследования - человеческой реальности - отличается от устройства любого другого известного нам царства"221. В современной западной психологии действительно имеются целые школы, как, например, бихевиоризм, сводящие человеческое сознание к биологическим или даже физико-химическим процессам. Узкая специализация часто превращает врачей в наделенных богатым ар-

-" Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology.-- P.28. -;l Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology.- P.XXIX.

= 142

Аналитическая экзистенц-психология - Медард Босс

сеналом орудий и препаратов техников, "ремонтирующих" больного, словно сломанные часы. Медицина стала частью мира бизнеса: совершаются ненужные, но дорогостоящие операции, рекламируются недоброкачественные средства "от всех болезней" и т.д. Босс перечисляет все эти пороки западной медицины, и его возмущение вполне можно понять. Если человека рассматривать как механизм, находящийся во взаимодействии со средой по схеме "стимул - реакция", то можно оправдать манипулирование поведением людей с помощью электродов, фармакологии и других средств. Сходные доводы можно обнаружить в работах многих сторонников традиционной медицины. Например, Ж. Мишо (Michaud), один из виднейших европейских гомеопатов, выдвигает практически те же аргументы против "аллопатической медицины", что и Босс, и также призывает к целостному видению человека на основе "восточной мудрости"222.

Босс обещает, что перестройка медицины в соответствии с онтологией Хайдеггера даст возможность видеть человеческое существование в целостности и более эффективно лечить все без исключения болезни. Все средства его новой медицины сводятся исключительно к психотерапии, так как и любое органическое поражение трактуется в ней как следствие сужения экзистенции: все болезни зависят не от естественных причин, а от свободного выбора индивида и его отношений с бытием; паралич оказывается не результатом повреждения спинного мозга, а свободного выбора; только из-за того, что мои отношения с первоначалом "узки", я заболеваю чумой или гриппом. По сути дела восстанавливается в своих правах известная доктрина, согласно которой болезнь является небесной карой за грехи, что прокладывает путь к своеобразному синтезу психологии и теологии.

2- Michaud J. Pour unemedicinediflerente.- P.-

Ю.В. Тижонравов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: