Ю.В. Тихонравов

себе акт давления требует понимание того, куда следует поместить руку, что означает толкать или тянуть что-то и т.п. Следовательно, казуальность имеет очень мало отношения - или вообще никакого - к поведению человека. Мотивация и понимание -действенные принципы при экзистенциальном анализе поведения.

С этим первым возражением тесно связано твердое противостояние экзистенциальной психологии дуализму субъекта (духа) и объекта (тела, среды, материи). Это разделение, приписываемое Декарту, нашло воплощение в объяснении человеческих переживаний и поведения в терминах стимулов среды или телесных состояний. "Думает человек, а не мозг"329. Экзистенциальная психология утверждает единство индивида-в-мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, -фальсификация и разрыв на осколки человеческого существования.

Экзистенциальная психология также отрицает, что за феноменами стоит нечто, что их объясняет или служит причиной их существования. Объяснения человеческого поведения через представления о Я, бессознательном, психической или физической энергии, о таких силах, как инстинкты, электрические процессы мозга, драйвы и архетипы - не принимаются. Феномены есть то, что они есть во всей непосредственности; они - не фасад или дериваты чего-то еще. Дело психологии - возможно более тщательное описание феноменов. Цель психологической науки - феноменологическое описание или экспликация, а не объяснение или доказательство.

Психологи-экзистенциалисты отвергают и генетические объяснения типа "ранние переживания являются причиной дальнейшего поведения"; не обозначают они в своих трудах и какой-либо последовательности событий развития, которые характеризовали бы растущего индивида. С другой стороны, они настаивают на том, что все существование индивида - событие историческое. Босс, к примеру, утверждает, что "вся история неотъемлемо присутствует в любой данный момент". Эта история состоит не из стадий, а из различных модусов существования. Модус существования младенца иной, чем у ребенка, а модус существования ребенка отличен от модуса существования подростка, но эти модусы существования пока еще не прояснены.

зм Straus E. W. The primary world of senses: a vindication of sensory experience. - Glencoe (III.): Free Press, 1963.

= 200


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: