Генетическое понимание, говорит Босс, может двигаться вперед лишь после того, как поняты феномены настоящего как таковые. Когда такое понимание достигнуто, генетическое объяснение представляется тавтологичным, так как не добавляет ничего нового к уже известному. Человек может действовать сегодня так же, как действовал вчера - или в детстве, - поскольку видит, что настоящая встреча имеет тот же смысл, что и прошлая. Только в этом случае можно говорить о мотивированности прошлым, но даже эта мотивация предписана бытием-в-мире в настоящем. Мы едим сегодня не потому, что ели вчера, но потому, что настроение в настоящем и настроенность к миру освещает его определенным образом. Правда, мы можем вспомнить, что делали вчера, и сегодня повторить вчерашние действия, но повторение связано со значением действия сейчас. Иначе, навык в экзистенциальной психологии как объяснительный принцип не используется.
Босс отмечает, что пребывание в мире всегда означает пребывание одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Если мы вспоминаем нечто из прошлого, это означает, что наше существование здесь и сейчас открыто прошлому. Не мы существуем в прошлом -прошлое существует в нас. Точно так же, когда мы заглядываем вперед, в будущее, наше Dasein в этот момент открыто будущему. Тем-поральность существования расширяется или сужается так, что включает больше или меньше прошлого и будущего. Мы признаем эти сущностные черты существования, когда говорим о человеке: "Он живет прошлым", или "Она живет только сегодняшним днем". В идеале Dasein должно быть открыто всему прошлому человека, всему будущему, как и всему настоящему.
|
|
Поскольку экзистенциальная психология отвергла представления о каузальности, дуализме души и тела, раздельности человека и среды, развитые в ней представления о динамике необычны. Эта концепция не рассматривает поведение как следствие внешней стимуляции или внутренних телесных состояний. Индивид - не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, драйвов. Он обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование. Люди - если таков их выбор - могут трансценди-ровать в отношении их физического окружения и тела. Что бы люди ни делали, это их выбор. Люди сами определяют, чем они станут и что будут делать.
201 =
Ю.В. Тижонравов
Почему же тогда люди, свободные в выборе, страдают от тревоги, отчужденности, скуки, навязчивостей, фобий, заблуждений, множества иных нарушений? На этот вопрос есть два ответа. Первый -наиболее очевидный - заключается в том, что свобода выбора не гарантирует его мудрость. Люди могут реализовывать свои возможности или отворачиваться от них. На языке экзистенциалистов, человек может выбрать аутентичную или неаутентичную жизнь. Тот и другой выбор равно свободны, хотя последствия, конечно, радикально различны.
|
|
Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходимо осознавать возможности собственного существования. Это означает, что они должны быть открыты для того, чтобы возможности раскрылись. Открытость - предпосылка раскрытия. Босс пишет: "Daseinanalysis никогда не теряет из вида первичное осознание Бытия и тот факт, что человеческое существование призвано служить светлым миром, в котором возможно действительное свечение, возникновение, появление как феноменов, т.е. того, что проявляет себя330. Существуют ли неограниченные возможности? Могут ли люди быть тем, чем хотят? Нет, ибо всегда есть основание существования - заброшенность в мир, с чем нельзя не считаться. Это основание накладывает ограничения на то, чем может стать человек. Кроме того, существует влияние родительского окружения, а также последующих обстоятельств, которое ограничивает или расширяет исполнение внутренних возможностей бытия. К примеру, Босс признает это, говоря: "Отношения родителей и детей, открытость которых в существенной мере соответствует врожденной природе ребенка - единственный мир, в котором возможности существования могут воплощаться здоровым образом"331.
Другой ответ на вопрос, отчего люди, если они действительно свободны, страдают, еще более решителен. В конце концов, люди способны трансцендировать детские травмы и последующие удары своему существованию332. Они могут преобразовать себя из экзистенциально больного человека в экзистенциально здорового. Всегда есть
-""BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis,-N.Y.: Basic Books, 1963.- P.80.
Ml BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, I963.-P.207.
532 См., напр: Frankl V.E. The doctor and the soul.- 1969. Здесь описано, как заключенные
концентрационных лагерей трансцендировали ужасы своего существования.
= 202
Экзистенциальная диалектика - экзистенция и причинность ---------------
возможность изменения своего существования, раскрытия целого нового мира.
Но есть то, что невозможно трансцендировать, - это вина. Вина -это экзистенциал, то есть фундаментальная характеристика Dasein. Босс так обозначает великую дилемму, с которой сталкивается каждый человек: "Человек изначально виновен. Его изначальная вина берет начало с рождения. Именно тогда он начинает быть в долгу перед своим Dasein, насколько это касается его способностей и всех возможностей жизни. В этом смысле человек остается виновным всю свою жизнь -то есть должным в отношении всех требований, уготовленных будущей жизнью, до последнего дыхания... каждое действие, каждый выбор означают отвержение других возможностей, также принадлежащих человеческому существованию в данный момент... Экзистенциальная вина человека состоит в невозможности выполнить наказ реализовать все свои возможности"333.
Экзистенциальная психология, отрицая причинность, попыталась поставить на ее место мотивацию. Однако как раз мотивация действия обычно приводится в доказательство причинной обусловленности воли: непреложная зависимость между мотивом волевого акта, который является переживанием ценности (или просто оценкой целесообразного) результата данного действия, и самим действием. Мотивом, который является психологическим основанием действия, как причиной определяется действие; последнее только потому и становится предпочтительным по сравнению с другими, альтернативными действиями, что признается ценным, является желаемым, то есть выражает собой стремление личности: не объект как таковой мотивирует волю, а желаемый объект (Кант, "Критика практического разума"). Действие является заключительным моментом движения, начавшегося с "Я хочу". Но если известное переживание делает ценным (то есть превращает в основание действия) сама воля, то, следовательно, и элемент необходимости вносится также ею. Таким образом, идея мотивации не затрагивает вопроса о причинной обусловленности и, следовательно, необходимости самих волений; она способна демонстрировать только одно: "я выполняю то, что хочу" (а не обратное). Как и всякая психологическая попытка решить вопрос о свободе воли, идея мотивации оказывается несостоятельной. Психологический анализ остается в области механизма воли; ре-
|
|
*™ Boss М. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963.- P.270.
Ю.В. Тихонравов