Тема 5. Творчество Д.И. Фонвизина

Драматургия Фонвизина. Создание «Бригадира» - «в наших нравах первой комедии». Сатирическое изображение в пьесе характерных явлений русской действительности. Классицистический характер комедии в целом и элементы, выходящие за рамки классицизма; значение образа Акулины Тимофеевны. Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии XVIII века. Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения: новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия), новые принципы построения характеров, степень типизации и индивидуализации героев. Особенности композиции, роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей.

Тема 6.Сентиментализм и предромантизм.

Сложность литературного процесса: дальнейшая эволюция классицизма; становление сентиментализма; зарождение предромантизма; формирование реализма. Определенное сходство поэтик классицизма и сентиментализма: наличие нормативности (признание сентименталистами наличия единого «изящного вкуса») в разработке «средних» жанров, избирательность в подходе к слову в поэзии и прозе, к изображению чувств («красиво» - некрасиво). Краеугольный камень поэтики предромантизма - концепция гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. Ломка образной и жанровой систем, эксперименты в области ритмики, строфики стиха. Изображение отдельного, частного человека: автобиографизм, психологизм, лиризм).

Тема 7.Развитие поэзии 2-й половины XVIII века.

Постепенно усиливающееся влияние сентиментализма и предромантизма на творчество поэтов этого периода. Эволюция лирики Хераскова; поэтическое новаторство Муравьева: создание поэтики «сладостного», а затем «неопределенно-невыразимого», разработка жанров дружеского послания и романтической элегии, первых русских баллад. Создание Дмитриевым «легких» стихов, салонной басни. Жанровые и художественные особенности поэзии Карамзина. Углубление в мир душевных переживаний поэта; ограниченность диапазона изображаемых чувств.

Шутливая поэма Богдановича «Душенька» и ее роль в развитии «легкой поэзии». Разновидности жанра поэмы: ирои-комическая поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх», ее сатирическая и пародийная направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: