(форма - практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Раскрыть основные положения реформы стиха В.Тредиаковского. Что нового внес в теорию русского стиха М.Ломоносов?
2. Определить художественные особенности «Оды на взятие Хотина»: особенности жанра и композиции; роль антитезы в создании образов; художественное пространство в оде; художественное и историческое время в оде.
3. Развитие темы Родины, мира, науки, просвещенного монарха в одах «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г.», «Разговор с Анакреоном», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве».
Литература:
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М; 1984. С. 19-52.
Гончаров В.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова // Возникновение русской науки о литературе М; 1975.
Западов А.В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М; 1979. С. 15-24, 59-69.
Морозов А..А. М.В. Ломоносов// М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М; Л, 1965.
С. 15-22, 30-60.
Базовый учебник: Фёдоров В.И. История русской литературы XVIII века. Изд. 4-е. М., 1960.
|
|
Интернет ресурсы:
Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://wikipedia.org
Тема 2. Творчество А.П. Сумарокова (форма - практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Дать определение трагедии как одного из жанров классицизма. Причина обращения Сумарокова к историческим сюжетам? История и современность в пьесе.
Определить художественные особенности трагедии «Дмитрий Самозванец»: основные сюжетные линии пьесы; внешние и внутренние конфликты основные приемы создания образа Димитрия; сценическое и внесценическое пространства, их взаимодействие; особенности восприятия времени героями пьесы.
4. Притчи Сумарокова: художественные особенности (иносказательность как основа сатирического обличения; социальная направленность; язык). Взять для анализа любые 2-3 притчи.
Литература:
Берков П.Н. А.П.Сумароков. В кн.: Русские драматурги XVIII-XIX веков. Т.1. М.,1959. С. 92-107.
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л.,1981. С. 68-74.
Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. Т.1. М.,1977. С. 256-264.
Москвичева Г.В. Русский классицизм: Пособие для учителей. М.,1978. С. 42-64.
2.