Формационный и цивилизационный подходы к проблеме общественного прогресса.Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Теория прогресса. Междисциплинарный подход к изучению общества. Органицистский подход. Структурно-функциональный метод исследования общества (Т. Парсонс).
Распределительная и процедурная концепции.
Тема 4. Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования
Понятие страты. Причины и сущность неравенства и стратификации. Экономические факторы неравенства. Социальные группы, общности и их многообразие. Разновидности социальных общностей. Функционалистское и конфликтологическое направление стратификационного анализа. Марксистский подход к стратификации и понятие класса. Виды и формы социальной мобильности. Проблема неравенства и механизмы слоеобразования. Теория стратификации П. Сорокина. Бедность и богатство, их черты и специфика. Средний класс и его ценностные ориентиры. Средний класс и бизнес-слой. Средний класс и независимый предприниматель. Феномен маргинальности и «социальное дно». Пути преодоления бедности государством и обществом.
Тема 5. Социальное взаимодействие.
Социальная коммуникация
Социальное действие и его мотивация. Типы социальных действий по М.Веберу. Субъект-объектное взаимодействие. Социальная связь и теория обмена. Виды социальной коммуникации. Интегративные и деструктивные социальные процессы. Д. Хоманс и Дж. Г. Мид. Социальная роль в трактовке Т. Парсонса. Сотрудничество, партнерство, противодействие. Социальная защита населения ˗˗ связь между государством и обществом. Социальное взаимодействие в бизнес-среде. Взаимодействие внутри малой группы. Малая группа и трудовой коллектив.
Тема 6. Культура и цивилизация
Многообразие человеческих общностей и культур. Функции культуры. Культура и цивилизация. Формирование культурных стереотипов и локальных общностей. Замкнутые и открытые культуры. Язык и его формы как ретранслятор культурных тенденций. Развитие форм общественной морали и социальное значение культуры. Социальная ответственность бизнеса как элемент общей социальной культуры и партнёрских отношений. Связь политики, экономики и культуры. Предпринимательская среда как потребитель и заказчик культурных ценностей.