Потенциального инвестора интересует в первую очередь что конкретно собирается продавать предприятие, возможные преимущества и недостатки его продукции, работ, услуг, а также оценка возможного платежеспособного спроса на них.
В данном подразделе дается четкое описание тех видов продукции/услуг, которые будут выведены на рынок.
Необходимо дать описание основных характеристик продукции/услуг, при этом должен быть сделан акцент на преимуществах, которые предлагаемая продукция несёт потенциальным потребителям. Указанные описания целесообразно дополнить моделями, фотографиями и т.п.
Цель подраздела – дать ясное представление о потребительских свойствах продукции (услуг) и их конкурентных преимуществах.
Акцент следует сделать на способности компании удовлетворять потребности рынка. Здесь желательно указать также категории или группы возможных потребителей продукта.
Сведения по каждому виду продукции удобно представить в табличной форме (табл. 5) [27].
Таблица 5
|
|
Описание продукции, работ, услуг | |
Ключевые вопросы | Комментарии |
Наименование продукции, работ, услуг | Указывается наименование продукции, работ, услуг |
Назначение продукта | Указываются: удовлетворяемые потребности; область применения продукта |
Основные характеристики продукции, работ, услуг | Даётся описание и характеристики (качественные, стоимостные, эстетические и др.), имеющиеся сертификаты качества, характеризующие продукцию/услугу |
Потребительские свойства продукции, работ, услуг | Указываются конкретные преимущества, получаемые потребителем от использования продукта. Приводятся показатели: качества, надежности, безопасности эксплуатации, простота обслуживания и ремонта и др. Отмечается, в чем состоит уникальность продукции/услуг |
Основные конкурентные преимущества продукции, работ, услуг | Указываются конкурентные преимущества продукции/услуг в сравнении с имеющимися на рынке аналогами, а также с лучшими отечественными и зарубежными образцами |
Юридическая защищенность продукции, работ, услуг | Указывается наличие защищенности продукта (патентом, торговой маркой, правом на изготовление копий) |
Дополнительные сервисные услуги | Дается краткая характеристика: условия поставки, дополнительные сервисные услуги потребителям, гарантии |
Важно, чтобы описание технических характеристик продукции, работ, услуг было представлено в сжатой форме, доступной для понимания неспециалиста. Типичная ошибка при подготовке этого подраздела состоит в том, что максимум внимания уделяется детальному техническому описанию продукта. Однако технические детали неинтересны инвестору и вряд ли способны оказать положительное влияние на принятие им решений. Такого рода информация может быть дана в приложении к бизнес-плану.
|
|
Основной акцент следует сделать на описании основных характеристик продукции и тех преимуществ, которые продукция дает потенциальному покупателю (качество, надежность и конкурентоспособность предлагаемой продукции, а также возможности её использования). Важно пояснить особенности, привлекательные преимущества или отличия предлагаемой продукции по сравнению с аналогичной. Они могут быть выражены в разных формах: качество, низкая себестоимость, инновационная технология и др.
Также необходимо отметить возможность совершенствования данной продукции или услуг. Полезно дать комментарий относительно степени готовности продукции к выходу на рынок.
Следует избегать слишком сильной критики продукции/услуг ваших конкурентов, поскольку это вызывает естественные сомнения у человека, не являющегося сотрудником вашей компании.
Для усиления объективности подаваемой в бизнес-плане информации можно рекомендовать указать некоторые слабые стороны вашей продукции, но только в связке с известными вам способами их преодоления. Важно показать при этом, что вы знаете свои слабые стороны и намерены их преодолеть в будущем. Это позволит читателю (инвестору, партнеру) сделать собственные выводы относительно конкурентоспособности вашей продукции на основе объективной информации.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково назначение общего описания компании в бизнес-плане?
2. Какие главные факторы должны быть представлены в общем описании компании?
3. Какие ключевые вопросы необходимо рассмотреть при анализе отрасли?
4. Проанализируйте текущее состояние дел в отрасли и возможные тенденции развития компании в перспективе.
5. Перечислите основные шаги проведения процесса анализа отрасли.
6. На чем необходимо акцентировать внимание при описании продукции, работ, услуг?