Общее описание компании.
Анализ отрасли.
Продукция, работы, услуги.
Анализ рынка
Общее описание рынка и его целевых сегментов.
Анализ конкурентов.
План маркетинга
Стратегия маркетинга.
Ценообразование.
Продвижение и сбыт.
Производственный план
Производственный процесс и его обеспечение.
Описание местоположения фирмы (производства).
Организационный план
Организационная структура управления.
Кадровая политика и развитие персонала.
Риски и страхование
Анализ рисков.
Страхование рисков.
Финансовый план
План прибылей и убытков.
План движения денежных средств.
Балансовый план.
Рассмотрим основные разделы бизнес-плана предприятия.
Резюме
Резюме представляет собой предельно краткое изложение сути делового предложения и является своего рода «уведомлением о намерениях».
Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы:
- наименование проекта и назначение бизнес-плана;
- краткая информация о компании;
- суть проекта;
|
|
- общая сумма инвестиций в проект и его потребности в финансировании;
- основные финансовые результаты и оценка эффективности проекта.
Резюме – это первый раздел бизнес-плана. Хотя резюме размещается в самом начале бизнес-плана, составляется оно в самую последнюю очередь, когда разработка бизнес-плана уже завершена.Резюме должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, поскольку в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.
Резюме должно быть изложено просто, лаконично и убедительно, с минимальным использованием специальных терминов.
По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять своё время и читать бизнес-план до конца. Поэтому необходимо чётко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта: чем будет заниматься фирма, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги), почему фирма добьётся успеха, указывается уровень ожидаемой рентабельности и срок окупаемости инвестиций [17].
Многие кредиторы и инвесторы любят читать резюме бизнес-проекта. Это даёт им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими.Резюме проекта является визитной карточкой всего бизнес-плана и представляет собой краткое изложение сути проекта, обоснование его привлекательности для потенциальных инвесторов. Многие из тех лиц, кому предназначен бизнес-план, получают немало подобных предложений. Поэтому неудивительно, что они могут ограничиться чтением лишь одного резюме. Плохо подготовленное резюме может послужить причиной того, что предложение будет отвергнуто еще до ознакомления с другими разделами бизнес-плана.
|
|
Резюме – краткое изложение стратегии развития предприятия для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план, содержащий все разделы, обычно представляется ограниченному числу лиц, пользующихся доверием компании.
Большинство специалистов в области бизнес-планирования сходятся в одном: резюме - самая важная часть проектного предложения. Зачастую то, насколько глубоко будет изучаться бизнес-проект зависит именно от того, насколько заинтересует потенциальных инвесторов или кредиторов концепция, изложенная в резюме. Кстати, именно поэтому многие эксперты советуют писать вводную часть в самом конце, когда произведены все расчёты и сформировано ясное представление о том, как можно достичь поставленных целей.
Структура резюме может быть представлена в табличной форме (табл. 2) [27].
Таблица 2
Структура резюме | |
Ключевые вопросы | Комментарии |
Наименование проекта | |
Инициатор проекта | Краткие сведения об инициаторе проекта: - организационно-правовая форма предприятия; - фактический и юридический адрес; - контактные линии: телефон/факс, е-mail и др. |
Сущность проекта | Указываются: - основные цели проекта (объём выпуска продукции/услуг); - планируемая доля рынка сбыта; - пути достижения прибыли |
Результаты проекта | Приводятся основные показатели проекта: - объём производства и реализации продукции; - планируемая доля рынка сбыта; - выручка от реализации продукции (услуги), чистая прибыль, сумма накопленной амортизации за период и др. |
Общая сумма инвестиций | Указывается общая сумма инвестиций в проект (в том числе, внеоборотные активы и оборотные средства) |
Оценки эффективности проекта | Приводятся показатели по проекту: - период окупаемости; - используемая ставка дисконтирования; - чистый дисконтированный доход; - внутренняя норма доходности проекта |
Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта | Указывается сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта (в том числе в %) |
Необходимое финансирование по проект | Указываются: - необходимая сумма заемных средств для осуществления проекта (в том числе в %); - процентная ставка; - срок и график предоставления кредита; - срок возврата суммы и проценты за кредит и т. д. (залог, поручительство) |
Сроки осуществления проекта | Указывается дата начала проекта, период планирования, дата актуальности данных по проекту |
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы ограничения по объёму бизнес-плана?
2. Какие цели преследует раздел «резюме» в бизнес-плане?
3. Каковы основные требования по написанию резюме?
4. Каковы основные составляющие элементы резюме?
5. Каковы ограничения по объёму резюме?
6. Почему резюме располагается в начале бизнес-плана, а пишется в конце?