Для продуманного, взвешенного противодействия конкурентам предприятие должно иметь представление о конкурентоспособности продукции, работ и услуг конкурентов.
Для проведения анализа конкурентов необходимо собрать информацию о сильных и слабых сторонах каждой из компаний-конкурентов.
|
|
Собранная и представленная в этом подразделе информация о конкурентах нуждается в проверке её объективности. С этой целью необходимо провести поиск дополнительной информации о конкурентах из различных источников и уточнить полученные данные (табл. 6 [27]).
Таблица 6
Описание конкурентов | |
Ключевые вопросы | Комментарии |
Кто ваши конкуренты? | Составить список фирм, являющихся вашими ближайшими (территориально) и крупными (по размеру) основными конкурентами |
Каковы их основные продукты (услуги)? | Перечислить виды продукции/услуг, составляющих основу в общем объёме продаж конкурентов |
На каких рынках они работают? | Указать наиболее важные рынки сбыта каждого конкурента и его долю на этих рынках |
Каков объём продаж их продукции (за прошедший год)? | Представить данные по объёму реализации продукции/услуг конкурентов (в натуральном и стоимостном выражении) за последний год |
Каковы наиболее сильные и слабые стороны конкурентов? | Выявить профиль каждого из конкурентов, указав присущие ему достоинства (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны) |
Каков прогноз развития конкуренции в будущем? | Сделать прогноз развития конкуренции в будущем на основе выявленных изменений |
Изучение конкурентов должно вестись на предприятии постоянно и планомерно по следующим основным направлениям: выявление всех конкурирующих предприятий; анализ сильных и слабых сторон каждого конкурирующего предприятия; выявление уровня подготовки персонала и его отношения к делу; технического оснащения предприятия; постоянный учёт документов и ситуаций, изменяющих порядок или характер деятельности конкурентов (получение, изъятие или приостановление действия лицензии, открытие или закрытие определённых видов работ и услуг по каким-либо причинам и т. д.); анализ причин, по которым клиенты предпочитают обращаться к услугам конкурентов.
|
|
Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия, выражающаяся в доверии клиентов, которое трансформируется в их повышенный спрос на продукцию, услуги.
Одной из типичных ошибок при составлении данного подраздела бизнес-плана является лакировка действительного положения с конкурентами. Конкурентов необходимо оценивать предельно трезво, но при этом указывать те проблемы в их стратегии, которые открывают реальный шанс добиться успеха.Заканчиваться изучение деятельности конкурентов должно разработкой программы конкретных мероприятий, направленной на привлечение клиентов. Программа должна состоять из практических организационно-технических мероприятий (улучшение качества продукции, более полный учёт требований и пожеланий потребителей продукции, работа по укреплению репутации фирмы и т. д.), которые позволят завоевать потенциальных заказчиков и сделать их клиентами компании.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные составляющие раздела «Анализ рынка»?
2. Какие источники и методы сбора данных могут быть использованы
для проведения исследования рынка?
3. По каким критериям можно судить об эффективности проведенного
сегментирования рынка?
4. Назовите основные методы сегментирования рынка, укажите их
преимущества и недостатки.
5. Дайте определение понятия «конкурентоспособность».
6. Охарактеризуйте основные показатели конкурентных преимуществ и
слабостей.
7. С какой целью проводится анализ деятельности конкурентов?
РАЗДЕЛ 5. ПЛАН МАРКЕТИНГА