Для продуманного, взвешенного противодействия конкурентам предприятие должно иметь представление о конкурентоспособности продукции, работ и услуг конкурентов.
Для проведения анализа конкурентов необходимо собрать информацию о сильных и слабых сторонах каждой из компаний-конкурентов.
Собранная и представленная в этом подразделе информация о конкурентах нуждается в проверке её объективности. С этой целью необходимо провести поиск дополнительной информации о конкурентах из различных источников и уточнить полученные данные (табл. 6 [27]).
Таблица 6
| Описание конкурентов | |
| Ключевые вопросы | Комментарии |
| Кто ваши конкуренты? | Составить список фирм, являющихся вашими ближайшими (территориально) и крупными (по размеру) основными конкурентами |
| Каковы их основные продукты (услуги)? | Перечислить виды продукции/услуг, составляющих основу в общем объёме продаж конкурентов |
| На каких рынках они работают? | Указать наиболее важные рынки сбыта каждого конкурента и его долю на этих рынках |
| Каков объём продаж их продукции (за прошедший год)? | Представить данные по объёму реализации продукции/услуг конкурентов (в натуральном и стоимостном выражении) за последний год |
| Каковы наиболее сильные и слабые стороны конкурентов? | Выявить профиль каждого из конкурентов, указав присущие ему достоинства (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны) |
| Каков прогноз развития конкуренции в будущем? | Сделать прогноз развития конкуренции в будущем на основе выявленных изменений |
Изучение конкурентов должно вестись на предприятии постоянно и планомерно по следующим основным направлениям: выявление всех конкурирующих предприятий; анализ сильных и слабых сторон каждого конкурирующего предприятия; выявление уровня подготовки персонала и его отношения к делу; технического оснащения предприятия; постоянный учёт документов и ситуаций, изменяющих порядок или характер деятельности конкурентов (получение, изъятие или приостановление действия лицензии, открытие или закрытие определённых видов работ и услуг по каким-либо причинам и т. д.); анализ причин, по которым клиенты предпочитают обращаться к услугам конкурентов.
Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия, выражающаяся в доверии клиентов, которое трансформируется в их повышенный спрос на продукцию, услуги.
Одной из типичных ошибок при составлении данного подраздела бизнес-плана является лакировка действительного положения с конкурентами. Конкурентов необходимо оценивать предельно трезво, но при этом указывать те проблемы в их стратегии, которые открывают реальный шанс добиться успеха.Заканчиваться изучение деятельности конкурентов должно разработкой программы конкретных мероприятий, направленной на привлечение клиентов. Программа должна состоять из практических организационно-технических мероприятий (улучшение качества продукции, более полный учёт требований и пожеланий потребителей продукции, работа по укреплению репутации фирмы и т. д.), которые позволят завоевать потенциальных заказчиков и сделать их клиентами компании.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные составляющие раздела «Анализ рынка»?
2. Какие источники и методы сбора данных могут быть использованы
для проведения исследования рынка?
3. По каким критериям можно судить об эффективности проведенного
сегментирования рынка?
4. Назовите основные методы сегментирования рынка, укажите их
5. Дайте определение понятия «конкурентоспособность».
6. Охарактеризуйте основные показатели конкурентных преимуществ и
слабостей.
7. С какой целью проводится анализ деятельности конкурентов?
РАЗДЕЛ 5. ПЛАН МАРКЕТИНГА