карма | гьяна | бхакти | |
Карма - деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов. | Гьяна - философский поиск. Это знание о том, что вечная душа отлична от тела. | Бхакти - бескорыстное служение Верховной Личности Бога с любовью и преданностью. | |
Определения | Карма-йога - это использование своей склонности к деятельности и получению ее плодов в йоге - связывании себя с Высшим. То есть, человек получает личное удовлетворение от деятельности, или, от ее плодов, но использует это в своем жертвоприношении Всевышнему. | Гьяна-йога - связь с Абсолютом посредством культивирования знания | Бхакти-йога - преданное служение Господу. Практикуя преданное служение по указаниям гуру, шастр и садху, можно достичь спонтанного преданного служения. |
Квалификация практикующего | Благочестие(пунъя) | Отречение (санньяса) | Желание бескорыстно служить Господу |
Известные личности, следующие данным путем | Дакша | Шанкарачарья - великий духовный наставник, основоположник философии имперсо- нализма. | Нарада Муни - великий преданный, один из сыновей Брахмы. История его жизни описана в Первой песни ШБ |
Последствия следования данным путем | 8.греховная деятельность (викарма) - рождение на адских планетах и в животных формах жизни; 9.благочестивая деятельность - получение чувственного наслаждения регулируемым образом, избежание последствий греховной деятельности | 1) Отождествление себя со Сверхдушой, может привести в ад; 2) различие между собой и Сверхдушой может привести к освобождению в Брахмане; 3) при общении с чистыми преданными можно обрести доступ к чистому преданному служению. | Развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему. |
Тема. Вера. Религия. Наука любви к Богу.
Чистое преданное служение.
9 ступеней преданного служения
Вера
Определения
Вера - уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, духовных.
Вера (истинная) - это непоколебимая убежденность в том, что, просто служа Всевышнему Господу, Шри Кришне, человек сможет достичь совершенства (БГ 2.41 ком., 9.3 ком.).
Слепая вера - это вера, не подкрепленная постоянной работой разума. Слепая вера в объект, достойный веры, благотворна, однако, чтобы она была защищена от разрушения, требуется знание, подтвержденное опытом (ШБ 3.26.30; БГ 4.9; 10.4-5).
Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ума, а объяснения - к функции разума. Эмоции, вера, доверие, любовь, предпочтения, привязанности, ценности - все это вещи одного порядка. Вера означает, что мне что-то нравится, а что-то не нравится. Почему? А не почему! Просто... И поскольку мы все индивидуальности, то и вера наша будет индивидуально окрашена.
Возникновение веры
Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера - это положительные эмоции к какому-либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка водки, кого-то деньги, кого-то классическая музыка, а кого-то повторение Харе Кришна мантры. Поэтому Кришна говорит, что вера может быть четырех видов - в добродетели, страсти, невежестве и трансцендентная. Но состояние нашего сознание само находится под влиянием тех живых существ и предметов, которые находятся рядом с нами. Оно никогда не пассивно. Цикл восприятия - переживания - волеизъявления - действия постоянно продолжается.
В Хари Бхакти Судходайе есть знаменитый стих, который гласит: «Человек подобен кристаллу хрусталя, который отражает свойства объектов, находящихся рядом с ним. Поэтому следует общаться со святыми личностями, которые более продвинуты, чем вы, любят вас и имеют сходный образ мыслей». Подобным образом, Шрила Прабхупада объяснял, что, общаясь с пьяницами, вы станете алкоголиком; общаясь с бизнесменами, у вас появится страсть к деньгам; а общаясь со святыми личностями, у вас появится тяга к духовной практике.
Однако в жизни мы видим, что это не всегда так. Причин этому может быть две:
Во-первых, мы можем находиться под влиянием столь глубоких привязанностей, что для того, чтобы они изменились под влиянием окружения, потребуется очень длительное время, быть может, не одна жизнь.
Во-вторых, у живого существа всегда остается свобода выбора и поэтому оно может отвергнуть влияние, которое оказывает на него его окружение. Поэтому даже в самом развращенном обществе всегда находятся люди, сохраняющие благородство и религиозные принципы. И, напротив, у благочестивых родителей, не смотря на всю их заботу, могут вырасти дети - отпетые негодяи. Но в общем, правило остается и в соответствии с нашим окружением у нас развивается вера, то есть положительные эмоции к определенным объектам - находящимся под влиянием разных гун или трансцендентным: санга санджайате камса или «с кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому священные писания столь строго предупреждают нас, чтобы мы тщательно выбирали свое общение.
Возникновение веры в сознании Кришны
В начале должна быть вера. Она начинается, когда человек получает знание. Затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Далее он получает посвящение от духовного учителя и начинает совершать преданное служение под его руководством. Так он освобождается от нежелательных привычек и крепко утверждается в преданном служении. После этого он достигает вкуса и привязанности. Таков путь садхана-бхакти, совершения преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно усиливаются духовные эмоции, и, наконец, пробуждается любовь. Так постепенно развивается любовь к Богу у преданного, проявляющего интерес к сознанию Кришны. (Бхакти- расамрита-синдху 1.4.15-16)
Сомнения - одна из самых важных функций интеллекта. Прежде, чем человек обретает способность составить верное представление о своей природе, ему потребуется понять ложность телесной концепции жизни, подвергнув сомнению ее истинность. Однако сомнения не будут благом тогда, когда речь идет об информации, полученной из авторитетного источника (ШБ 3.26.30). Сомнения в отношении духовного пути рассеиваются в процессе преданного служения. (БГ 8.28 ком.)
Зарождение веры в преданное служение происходит, благодаря восприятию человеком чистой, не оскверненной трансцендентной вибрации, исходящей от святого человека (садху) в форме его слов, мыслей, рассказов о Кришне, проповеди и т.д. Это исключительная милость Кришны и Его преданного. Ее может привлечь накопленное человеком благочестие в форме неосознанного преданного служения (агъята-сукрити). Благодаря ему в сердце человека при встрече с чистым преданным могут произойти перемены. (ШБ 5.3.14).
Причинами ослабления, а зачастую, разрушения веры являются:
1. в первую очередь, оскорбления, особенно вайшнавов (НП стр.102-103, 181);
2. близкое общение с атеистами и майявади (НН стр.44-45);
3. пренебрежение регулирующими принципами преданного служения, которое также скрывает ясное видение высшей цели (ШБ 5.8.8-9);
4. неконтролируемые материальные желания, которые могут остановить процесс развития веры, из-за них человек временно может сойти на пути кармы, гъяны и йоги (ШБ 5.8.14- 15).
Религия
Определения
Религия (санатана-дхарма) - это вечная деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Господом, это вечные обязанности живого существа
В сущности, религия представляет собой свод законов, который дан Самой Личностью Бога.
16
В «Бхагавад-гите» сказано, что, как только принципами религии начинают грубо злоупотреблять или пренебрегать, Сам Верховный Господь нисходит, чтобы восстановить их.
Религия - это тоже наука.
Религия обучает тому, как повиноваться Верховному повелителю. Религия подразумевает научное понимание верховного повелителя; знать верховного повелителя и повиноваться Ему - только и всего.
Жизнь без религии - это и есть животное существование. Таким образом, люди, которых не интересует религия, ничуть не лучше животных. Человеческое общество без религии - общество животных. Это очевидный факт. Почему люди сейчас так несчастны? Потому что у них нет религии. Они пренебрегают ею.
Религия - это воля Бога. Он повелевает, а мы исполняем Его волю. Это простая религия. Если нет Бога, нет повелений Бога, то откуда взяться религии? Люди не имеют представления о Боге и потому не понимают, что такое религия. Это деградация, и поскольку религия приходит в упадок, люди все более и более походят на животных.
Настоящая религия - это наука. Знания, переданные в «Бхагавад-гите», можно проверить. Об этом говорит Господь Кришна во втором стихе девятой главы - пратйакшавагамам дхармйам (Б.Г.9.2). Любая религия без философской основы - просто сентиментализм, любая философия без религии - бесполезные умственные спекуляции. «Бхагавад-гита» - это научное соединение философии и истинной религии.