Положительной стороной этого процесса является то, что

-это деятельность, санкционированная священными писаниями (БГ 3.15, 3.16, ШБ 3.32.2 ком., 4.2.22 ком.,);

она является путем постепенного очищения сознания человека от привязанности к чув­ственным наслаждениям и, таким образом, позволяет обрести способность воспринять высшее духовное знание (БГ3.16; 16.23);

она является уступкой необузданным материальным желаниям с тем, чтобы сначала урегу­лировать их удовлетворение и впоследствии полностью от них отказаться (БГ 3.26 ком.)

Результатом следования карма-канде является: временное наслаждение и благополучие, ограниченное этим телом и количеством благочестия, заработанным в процессе исполнения ритуалов. Однако даже санкционированная священными писаниями деятельность, но имею­щая целью удовлетворить свои собственные желания и чувства, в своих результатах не сво­бодна от страданий. (БГ: 4.12; 7.23; 9.21).

Сложность процесса карма-канды состоит в том, что даже небольшая неточность в ис­полнении ритуалов может привести к прямо противоположному результату, страданиям (ШБ 1.18.12; ШИ 18 М. ком).

Итак, путь карма-канды - это путь регламентированных чувственных наслаждений, санкционированных священными писаниями, предписанный для людей, чрезмерно привязанных к подобным наслаждениям. Пройдет много-много жизней, и благочести­вые души, строго следующие по этому пути, постепенно очистятся настолько, что будут способны воспринять высшее духовное знание и встать на путь гьяны.

ГЬЯНА - философский поиск Абсолютной Истины

Однажды наступает момент, когда после долгих жизней, проведенных в погоне за мира­жом чувственного удовлетворения, человек окончательно разочаровывается, и у него разви­вается отвращение к удовлетворению чувств. Человек начинает рассматривать всякую дея­тельность как источник страданий и потому отбрасывает ее. И тогда Кришна приводит его на путь гьяны.

Практика гьяна-йоги включает в себя: (БГ 6.10-14; 6.16; 6.35)

1. анализ окружающего мира с помощью логики, священных писаний, наблюдений;

2. удержание чувства от контакта с их объектами (вайрагья)

3. упорядочение своих потребностей в еде и сне;

4. целибат;

5. уединение (обычно в горах);

6. медитация на единый, неделимый Брахман.

Понимание мира, достигаемое гьяни - это понимание имперсоналиста:

материальное разнообразие и весь материальный мир временны, и потому иллюзорны (ШБ 1.13.29; 1.15.42);

Абсолютная Истина не относится к материальному творению и имеет непреходящую природу (ШБ 2.10.34);

он сам не является частью материального мира с его временными формами, а принад­лежит этой Абсолютной Истине. (ШБ 3.27.16).

полное отсутствие позитивного знания о природе духа и Божественного.

Путь гьяна-йоги это (БГ 3.4-6; 6.35; 8.11-12; ШБ 4.20.12;):

а) отречение от материального мира (саннъяса);

б) стремление к обретению освобождения (в Брахмане) с помощью развития знания. (ШБ3.29.13; 5.5.35 ком.);

Сложность процесса гьяна-канды состоит в том, что:

1. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А контролировать чувства очень трудно, т.к. они по своей природе деятельны. Более того, сама душа по природе деятельна, поэтому йогу чрезвычайно сложно удержаться в состоянии бездействия.

2. Живое существо, достигшее слияния с Абсолютом, будучи деятельным по своей природе, не находит в этом полного удовлетворения и возвращается в материальный мир. (БГ 4.11, 6.33-35; ШБ 3.27.20; 1.10.23, 1.18.22).

3. Сам путь отречения, требующий многих ограничений в жизни, в том числе полный целибат весьма сложен для века Кали, века лицемерия и деградации.

4. Также и найти место, подходящее для медитации (уединенное и спокойное) в этот век становится все сложнее и сложнее.

Развитие знания, приводит к аштанга-йоге - пути медитации на Сверхдушу в сердце йо­га (БГ 12.3-4). Если, созерцая Параматму, йог не отождествляет себя с Ней и ему посчастли­вится встретить чистого преданного Господа - он выходит на путь бхакти-йоги.

Таким образом, путь гьяны - это путь философского постижения Абсолютной Исти­ны и отречения от материальной деятельности. Гьяни имеет в своем распоряжении только инструменты распознания духа и материи для того, чтобы отвергнуть материю. Не имея никакого положительного знания о духе и вкуса духовной деятельности, он может достигнуть лишь безмятежности ума и безразличия ко всему материальному. Но, даже достигнув совершенства на этом сложном пути - безличного освобождения - гьянизачастую возвращается к благочестивой материальной деятельности. Это проис­ходит из-за того, что его истинная духовная природа гак и остается не пробужденной и не занятой.

БХАКТИ

Слово «бхакти» переводится, как «любовь», «преданность» или «преданное служение Господу».

Бхакти - это не пассивная медитация, это деятельность, но ее мотивом является жела­ние доставить удовольствие Кришне (ШБ 1.5.35). Также знание о Кришне и преданном слу­жении Ему - это совершенство всего знания (бхакти-гъяна). И тот, кто доставляет удоволь­ствие Кришне преданным служением Ему, получает недостающее знание непосредственно от Господа, находящегося в его сердце (ШБ 2.2.12; 3.25.43, БГ 10.10-11).

Бхакти - это служение высшему объекту любви - Кришне. Кришна любит Своих слуг и заботится о них. Поэтому тот, кто служит Его слугам, ценится Кришной больше, чем тот, кто стремится служить Кришне непосредственно. Кроме того, дух служения противоположен на­строению господства, превосходства, которое является основой материального мира. Поэтому тот, кто всегда стремится занимать незаметное положение слуги слуги слуги Господа, наибо­лее ярко проявляет истинный дух Вайкунтхи или преданного служения (бхакти) (ШБ 3.29.21; НП. стр.134; НС с.406-412).

Целью практики бхакти является развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему. Просто имитируя признаки чистого преданного служения, невозможно обрести лю­бовь к Богу. Осознав цель и увидев свое реальное положение, необходимо научиться посте­пенно занимать свои склонности и привязанности в процессе, позволяющем увеличить вкус к слушанию о Кришне (БГ 3.7; 3.26; 3.31; 3.35; 8.7; ШБ 3.29.11-12).

Путь бхакти-йоги представляет собой постепенное очищение преданного от других мо­тивов деятельности кроме как доставить удовольствие Господу (БГ 7.19; 8.14; ШБ 1.5.35).

Знание о том, как доставить удовольствие Кришне, преданный может полунить из 3-х источников (БГ 10.3. конец ком.; ШИ 18 М. ком.):

духовный учитель (гуру); священные писания (шастры);

святые люди (садху).

Начав свой путь в преданном служении, которое поначалу прерывается кармой и гъяной, преданный, очистившись, достигает чистого, непрерывного и бескорыстного служения. Да­же не завершив этот процесс за одну жизнь, он продолжает его в следующей жизни, благо­даря тому, что он почувствовал ни с чем несравнимый вкус преданного служения и стремит­ся ощутить его вновь и вновь, а также благодаря тому, что Господь всегда помогает Своему преданному (БГ 6.41-43; 8.15; ШБ 1.7.6).

Преимущества бхакти по сравнению с путями кармы и гъяны (ШИ 18 М. ком.; ШБ 3.32.23-24; БГ 9.2; 9.34; НП гл.5):

а) единственная квалификация для бхакти - желание бескорыстно служить Господу (НС. стр. 410), в то время как для карма-йоги нужно благочестие (пунъя), для гьяна-йоги - отрече­ние (саннъяса);

б) бхакти - это единственный процесс, который одновременно является и средством, и це­лью, так как он вечен; в то время, как карма, где целью является наслаждение плодами дея­тельности, прекращается по достижении их, также и гъяна, приведя к освобождению, исчер­пывает себя (БГ 9.2).

Что значит йога?

Карма - это склонность к деятельности. Но если эта склонность используется в какой-то связи с Высшим, то этот процесс называется йогой. Как правило, человек не многое знает об Этом Высшем. Это может быть Высший Разум, Вселенная, Человечество и т.д. Но в любом случае, в этом процессе присутствует отречение в пользу этого Высшего. То есть, человек делает что-то не для себя и своего ближайшего окружения.

Гъяна - склонность к накоплению знания (любого). В йогу эту склонность трансформи­рует желание отделить в своем сознании материю от духа. Когда человек начинает догады­ваться, что его истинное «Я» не относится к материальному миру, он начинает его поиски. Подобно тому, как можно перебирать смесь разноцветного бисера в поисках какого-то кон­кретного цвета. Но в пределах гьяна-йоги он сможет только отделить все то, чем он не явля­ется. Обнаружить же кем он является на самом деле, позволяет только процесс бхакти- йоги.

В лестнице йоги также еще присутствует понятие аштанга-йога, или мистическая йога. И часто ее соединяют с гъяна-йогой или называют коротко - йога. Но это несколько отли­чающиеся процессы, хотя и взаимосвязанные. Различны и осквернения, которые они прино­сят в практику бхакти. Эта йога начинается с практики определенных принципов чистой жизни и с дисциплины тела - изучаются и практикуются асаны. Все это делает впоследствии возможным работу с умом и жизненным воздухом. Единым в этом процессе, как и в процес­се гьяна-йоги является то, что ум является ключевым инструментом.

У человека всегда есть склонность служить, удовлетворять чьи-то чувства. Иногда акаде­мические ученые называю эту способность - бхакти. Но на самом деле бхакти - это чистая деятельность души, а она всегда связана с Господом. Так что бхакти и бхакти-йога понятия равнозначные. Но здесь присутствует еще понятие практики бхакти. То есть, когда еще не пробуждена эта склонность души всегда служить чувствам Господа, практикующий предан­ный сознательно ставит себя в положение слуги Господа, духовного учителя, вайшнавов и прилагает усилия, чтобы реально осознать это свое естественное положение. Степень этого осознания и показывает степень пробуждения бхакти в сердце преданного.

Какбхактиможет быть подмененакармойи гьяной.

Бхакти - это деятельность чистой души. Но практика бхакти-йоги возможна и для обу­словленной души. Обусловленная душа использует для этого свои материальные чувства, ум и разум. Но единым является то, что мотив этой деятельности - удовлетворение Господа, ду­ховного учителя, вайшнавов. Именно в тот момент, когда реально присутствует в сердце та­кой мотив - это будет бхакти. Если мотив меняется, то есть, появляется желание получить от деятельности что-то самому, то и бхакти прерывается, уступая место карме или гъяне. Можно подумать, что обусловленная душа не может сохранять чистый мотив постоянно. Нечистый ум будет всегда соблазнять ее. Спонтанно для нее это действительно не под силу. Но, используя разум и постоянно отслеживая и отметая оскверняющие корыстные мотивы, привязанность к гъянеи проч., преданный может поддерживать свое преданное служение чистым и непрерывным. Но для того, чтобы поддерживать свой разум в таком настроении, нужна достаточная сила желания и решимость. Практика бхакти-йоги как раз и предназна­чена для развития этих качеств. Именно в той степени, с какой преданный соприкасается с бхакти, в той же степени растет и его желание. Если человек удовлетворяется тем, что ис­креннее желание порадовать Господа и духовного учителя у него появляется с частотой раз в месяц или раз в неделю, то с такой же скоростью будет расти и его семя бхакти.

Карма - это та деятельность, которая управляется мотивом: «нравится - не нравится», «хочу - не хочу», «буду - не буду» и т.д., то есть, исключительно деятельностью ума. Дея­тельность, по внешнему виду, сходная с преданным служением легко переходит в разряд кармы, если уходит мотив удовлетворения Господа. Не предпринимая в такой деятельности сознательных усилий, чтобы поддерживать этот мотив, преданный сразу подменяет бхакти- йогу на карма-йогу. То есть, бхакти-йога отличается от карма-йоги исключительно созна­тельным вовлечением в деятельность ума и разума с целью сохранять мотив удовлетворить Господа. Внешне, иногда лишь, можно отличить их только по степени тщательности и ак­куратности исполнения деятельности. Поэтому полная сосредоточенность на деятельности ума, разума и чувств - часто помогает добиться благосклонности Господа. Он принимает эту погруженность и углубляет понимание.

Гьяна - это привязанность к эквилибристике ума. Бхакти проста по сравнению с гьяной. Как внешне блекло выглядит простая домохозяйка, служащая дома мужу и детям, по сравне­нию с бизнес-леди. Попытки самостоятельно, с помощью ума и разума понять пути бхакти: как получить милость Господа, в чем природа души и духовной деятельности т д. - отводят человека от бхакти-йоги к гьяна-йоге. Познание бхакти происходит только по милости Гос­пода, удовлетворенного Своим преданным. Бхакти-гъяна, то есть знание о преданном слу­жении, используется преданным только с верой и для того, чтобы правильно сориентировать и сосредоточить свои усилия. А осознание этой бхакти-гьяны приходит только по милости Господа, благодаря преданному служению Ему. Поэтому гьянаот бхакти отличается тем, что первая опирается на способности своего ума и разума, а вторая дает осознание через от­кровение в сердце. Таким образом, заменить бхакти-йогу гъяна-йогой преданный может, просто перестав зависеть от милости Господа, перестав молиться о ней, полагаясь исключи­тельно на свои способности.

Наличие посторонних мотивов делает преданное служение смешанным ( мишра) (ШБ 3.29.7-12). Смешанным называют преданное служение не потому, что в нем присутствуют одновременно два мотива. А именно потому, что мотив удовлетворить Господа прерывается. Как при сотовой связи: то есть связь, то исчезает. Таким же образом, бхакти то - есть,' то - прерывается кармой или гьяной и т.д. Это делает преданное служение смешанным. Но в каж­дый отдельный момент человеком руководит конкретный мотив. Не может быть так, чтобы одновременно и Господа хотеть порадовать, и себя. Но тот момент, в который мы хотим дос­тавить радость Господу, духовному учителю, вайшнавам - это контакт с бхакти.

Если же преданный отвлекается на какие-то необычные ощущения в теле и уме во время практики бхакти-йоги, то это тоже прерывание бхакти. Потому как мотив доставить радость Господу в этот момент уходит.

Сводная таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: