Санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. У нее нет ни начала, ни конца. На пример, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Санатана-дхарма - это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной. Санатана-дхармой каждого является служение. В первую очередь, религия подразумевает знание Бога и любовь к Нему. В этом суть религии. Истинная религия означает учиться тому, как любить Бога.
Сознание Кришны - это санатана-дхарма.
Движение сознания Кришны проповедует истинную религию - дхарму. Самое простое определение дхармы гласит, что дхарма является законом Верховного Господа. А поскольку Всевышний, или Бог, един, то и закон Его должен быть единым для всех.
Сознание Кришны - это не вера, это наука. Сознание Кришны - это серьезная наука, а не обычная религия. Существуют две вещи: тело и жизненная сила внутри тела. Мы говорим о жизненной силе, пребывающей в теле. Этим наука сознания Кришны отличается от обычной материалистической науки.
Наша религия - это наука. Сознание Кришны представляет науку о том, как можно познать Кришну, Верховную Личность Бога, осуществляя на практике учение «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Они учат, что наша единственная обязанность - любить Бога.
Кришна - значит «Бог». Движение сознания Кришны предназначено для тех, кто серьезно стремится понять эту науку. Все мы тесно связаны с Ним, так как Он - наш изначальный отец. Но мы забыли об этих взаимоотношениях. Когда мы задумываемся над вопросами: «Каковы мои взаимоотношения с Богом? Какова цель жизни? - нас называют сознающими Кришну.
Сознание Кришны дремлет в сердце каждого, и когда мы начинаем общаться с преданными, оно пробуждается. Сознание Кришны не есть нечто надуманное. Когда человек слушает о Кришне в обществе преданных, в нем пробуждается дремлющее сознание Кришны. Метод сознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Кришне и таким образом занять положение, превосходящее даже уровень освобождения из материального плена.
Люди ошибочно понимают под религией веру. Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхарма. Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. Это вечная деятельность вечного живого существа, его вечные обязанности. У любой веры, не относящейся к категории санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом.Нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ. Тем не менее, люди заявляют о своей принадлежности к той или иной вере, в зависимости от времени, места и обстоятельств, и потому объявляют себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами или членами какой-нибудь секты. Все эти названия не имеют отношения к санатана-дхарме. Индус, сменив веру, может стать мусульманином, мусульманин - индусом, а христианин - кем-то еще. Но при любых обстоятельствах смена веры никак не сказывается на вечной деятельности живого существа в служении другим. Кем бы мы ни были - индусами, мусульманами или христианами, - мы всегда кому-нибудь служим. Таким образом, объявляя себя приверженцем той или иной веры, человек говорит не о санатана- дхарме. Санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять.
Многообразие религий Многообразие же религий создано для того, чтобы соответствовать природным склонностям всех людей, как деградировавших, так и духовно продвинутых
Ислам и христианство возникли в соответствии со временем, местом и обстоятельствами Оценивая способности общества следовать духовным принципам, пророки и мессии передавали духовную науку определенным образом. Мы можем понять, что пророку Мухаммеду пришлось передавать послание Корана полностью деградировавшим людям. В 16 Суре Корана, например, говорится: «Не занимайтесь сексом со своей матерью и сестрой». Если бы Мухаммед говорил о том же цивилизованным людям, это наставление было бы излишним. Мухаммед, душа, осознавшая Бога, избранный быть пророком, проповедовал извращенным племенам кочевников, для которых такие отношения были обычным делом. Библия говорит: «Не убий». Но кого нужно учить тому, чтобы он не убивал? Только убийцу. Иисус проповедовал только три года, после чего Его распяли. Что говорить о простом народе, если один из его лучших учеников продал Его за 30 серебряных монет, а другой отрицал, что вообще с Ним знаком! Кришна рассказал «Бхагавад-гиту» Арджуне, который являлся воплощением всех лучших человеческих качеств. Это произошло в период расцвета индийской цивилизации. В «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами беседует с мудрецами Наимишараньи, аскетами, посвятившими жизнь совершению жертвоприношений на благо всего человечества. Таков был уровень слушателей «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам» отличаются от Библии и Корана.
Религии разные - послание одно Вьясадева, Иисус Христос и Мухаммед были в одинаковой степени духовно продвинуты и уполномочены. Но, в силу своего божественного благоразумия, они открыли истину ровно настолько, насколько общество могло ее принять. Суть всех священных писаний одна и сводится к следующему:
1. Бог один и Он есть Любовь;
2. Послушание законам Бога;
3. Служение Богу;
4. Возможность возвращения в Царство Бога;
5. Отказ от греховных действий;
6. Слава Святого Имени;
7. Отказ от материальных удовольствий;
8. Принятие духовного наставника.
Четыре основных элемента религии - это благочестивая деятельность (дхарма), экономическое развитие (артха), удовлетворение чувств (кама) и, наконец, освобождение из материального рабства.
Собственно человеческая жизнь начинается с религии. Еда, сон, совокупление и оборона - четыре принципа животной жизни, которым следуют и животные, и люди. Но религия является особым видом деятельности, который свойствен только человеку. Без нее человеческая жизнь ничуть не лучше животной. Поэтому в каждом человеческом обществе есть та или иная форма религии, которая, исходя из вечных взаимоотношений человека с Богом, ведет человека к самоосознанию.
На низших ступенях человеческой цивилизации постоянно идет борьба за господство над материальной природой, или, иначе говоря, непрекращающееся соперничество за удовлетворение своих чувств. Движимый таким сознанием человек обращается к религии. Преследуя материальные цели, он совершает благочестивые действия или религиозные обряды. Но если материальных целей можно достичь иными способами, то так называемую религию забывают. Таково положение дел в современной цивилизации: преуспевая экономически, люди теперь не слишком интересуются религией. Людей больше интересуют заводы, магазины и кинотеатры, чем культовые здания, воздвигнутые их предками. Это на практике доказывает, что к религии обращаются лишь ради экономической выгоды, которая нужна для удовлетворения чувств. Нередко случается, что тот, кто потерпел неудачу в погоне за чувственными наслаждениями, начинает задумываться о спасении и пытается слиться с Верховным Господом. Все эти состояния, таким образом, - всего лишь различные виды удовлетворения чувств.
Наука любви к Богу. Чистое преданное служение
Садхана (бхакти) - это практика преданного служения, осуществляемая при помощи чувств и позволяющая пробудить бхаву (НП. гл. 2; БГ 12.9; ШБ 5.5.27).
Ваидхи-бхакти - «это служение, совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет еще привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему» (НП стр. 48).
Садхья - результат садханы. Результат садхана-бхакти - бхава, према.
Рагануга-садхана предназначена для возвышенных преданных, которые в значительной степени свободны от анартх, то есть уже находятся на ступени ништхи, (НП стр. 163) и обладают жадным желанием (лаульям), внутренним побуждением заниматься преданным служением Господу. Эта жадность указывает на то, что преданный уже достиг, по крайней мере, уровня ручи и асакти, то есть привязанности к Кришне (НП стр. 47-48). Для практики вапдхи садханы достаточно иметь желание обрести бескорыстное служение Господу (НП стр. 55; ШБ 4.24.46).
Пракрита-сахаджия - притворство, подражание поверхностных преданных эмоциям и действиям возвышенных преданных и Кришны, склонность сохранять дурные привычки и анартхи, считая, что они помогают преданному служению, тенденция к сентиментальным отклонениям от истинных философских выводов вайшнавов. («Вайшнавизм: открытый форум» № 3 стр. 34; НН стр.48)
19
Развитие преданности характеризуется двумя одновременно проходящими процессами:
1. развитие веры (артха-правритти);
2. уменьшение анартх (анартха-нивритти).
Оба процесса важны, однако, развитие вкуса к слушанию о Кришне и воспеванию святых имен является основой развития бхакти, так как привязанность к Кришне позволяет с легкостью отказаться от вредных привычек (анартх). В то время как чрезмерное внимание к своим недостаткам и пренебрежение общением с Кришной, посредством кришна- катхи, приводит к осквернению гъяной и остановке роста преданности (ШИ 18 конец ком.; ШБ 2.3.12).
9 ступеней бхакти
(БГ 4.10 ком.; 7.30; 8. 28(конец ком.); ШБ 1.6.16; НП стр. 187 (вся книга)
1. Шраддха - вера
Все начинается с веры, которая означает немного вкуса, небольшой интерес к философии и практике сознания Кришны. Затем, заинтересовавшись, человек начинает общаться с преданными, в результате чего возникает вера в процесс преданного служения. Преданные Господа, движимые состраданием, которое является естественным проявлением бхакти в их сердцах, используют любые возможности, чтобы занять человека служением Кришне.
Мы совершаем неосознанное еще преданное служение (агьята-сукрити), когда неожиданно для себя получаем общение с преданными, прасадом, Святым Именем (например, харю шма на улице города). Оно продолжает накапливаться, и одновременно в глубине сердца растет наше доверие к преданному служению. И к какому-то моменту сукрити накапливается столько, что мы уже приобретаем «Бхагавад-гиту», верим спокойной и доброжелательной улыбке преданного предложившего нам эту замечательную книгу.
Все это называется шраддха, или трансцендентная вера - семя преданного служения.
2. Садху-санга - общение с преданными
Благодаря шраддхе человек начинает общаться с преданными, и в результате такого общения его вера возрастает. Мы знакомимся с преданными, задаем им вопросы и получаем ответы, начинаем читать книги, вкушать прасад, повторять Харе Кришна мантру и следовать регулирующим принципам. Мы привыкаем использовать свои навыки, деньги или жизненный опыт, чтобы помогать преданным. Иногда мы приходим на лекции духовных учителей. Так наша вера растет, и к какому-то моменту она развивается настолько, что мы решаемся попросить одну из возвышенных личностей стать нашим духовным учителем и полностью вверить себя его наставлениям на пути домой назад к Богу. Мы получаем посвящение от духовного учителя и затем начинается следующая ступень.
3. Бхаджана-крия - практика преданного служения
Человек принимает прибежище у садху и под его руководством начинает практиковать садхана-бхакти.
Под руководством духовного учителя мы все серьезнее и серьезнее практикуем метод регламентированного преданного служения ваидхи-бхакти.
В начале наше преданное служение неустойчиво. Такое преданное служение называется аииштхита-бхаджана-крия.
Вот некоторые возможные проявления этой неустойчивости, над которыми необходимо работать:
Утсаха- майа - ложная самоуверенность, ложный энтузиазм. Только что вступив на путь преданного служения, мы можем возомнить, что уже достигли совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного и называют утсаха-майей, или энтузиазмом дилетанта.
Гхана-тарала - резкие взлеты и падения. Иногда человек с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения).
Вйудха-викалпа - означает подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума. «Что мне лучше делать: порвать все прежние связи и знакомства или культивировать их, чтобы привести на путь сознания Кришны? Жить за счет распространения книг и прасада или работать? Что лучше: повторять, слушать или делать что-то практическое? А не заняться ли мне выполнением всех видов преданного служения, как Амбариша Махарадж? Когда наш ум постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется вйудха-викалпа, или метаниями ума. И одним из признаков этих непрерывных измышлений является то, что человек не думает о Кришне.
Вишайа-сагара - объявление войны чувственным наслаждениям. Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает наш ум и ослабляет его решимость постоянно служить Кришне, мы решаем раз и навсегда покончить со своими материальными привычками. Но зачастую наши попытки заканчиваются тем, что мы еще больше привязываемся к тому, от чего хотели бы отказаться. О таком человеке в «Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-28) говорится: «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, понимая, что удовлетворение чувств ведет к страданию. Но, несмотря на все его усилия, иногда он все же оказывается не способным совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться в совершенной ошибке и продолжать поклоняться Мне с любовью и верой».
Преданный понимает, что если он хочет прогрессировать в сознании Кришны, то он не просто должен привязываться к какому-то пути отречения, но также должен отбросить саму идею наслаждаться в будущем тем, от чего отказался сейчас.
Нийама-акшама - неспособность следовать принятым обетам.
Иногда мы принимаем решение: «С сегодняшнего дня я буду повторять такое-то количество кругов, и предлагать в день столько-то поклонов. Я буду постоянно служить преданным, прекращу поддерживать разговоры, не относящиеся к Господу, и буду всячески избегать общества людей, занятых разговорами на мирские темы». Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, мы не находим в себе сил следовать им, это называется нийама- акшарой, или неспособностью осуществить принятое решение. В отличие от вашайа- сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийама-акшара проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.
Таранга-рангини - наслаждение материальными результатами преданного служения. Хорошо известно, что сама природа бхакти исполнена притягательности, и потому преданный, являющийся обителью бхакти, становится привлекательным для всех людей. Бхакти предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, почет и поклонение, которые являются сорняками, окружающими растение бхакти. Стремление к наслаждению (ранга) этими тремя формами материального успеха, которые являются всего-навсего небольшими волнами (таранга) на поверхности океана бхакти, называются таранга-рангини, или наслаждение материальными результатами преданного служения.
Но, несмотря на неустойчивость в преданном служении, мы строго соблюдаем обеты, данные духовному учителю при посвящении. Мы следуем четырем регулирующим принципам, повторяем минимум шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры на четках, стараемся избегать оскорблений. Встаем рано утром, проводим мангала-арати. Служим вайшнавам и стараемся распространять послание сознания Кришны невинным людям. Следуем правилам чистоты и правилам вайшнавского этикета. И тогда под воздействием такого «душа» мы начинаем очищаться, и этот процесс называется:
4. Анартха-нивритти - очищение от нежелательных привычек
Благодаря практике преданного служения нежелательные материальные привязанности начинают исчезать.
Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может и не одну жизнь) - здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить духовного учителя и вайшнавов, а также стараемся избегать оскорблений и отказываться от нежелательных привычек, или анартх. Слово артха означает «богатство», «достояние», а, соответственно, анартха означает нечто нежелательное.
Анартха - значит все нежелательное, препятствующее проявлению естественной склонности к преданному служению. Сила привязанности к Кришне и преданному служению Ему обратно пропорциональна наличию анартх. В полной мере очищение от анартх и их следов происходит, когда преданный входит в личное общение с Кришной, когда, обретя прему, он оставляет свое материальное тело («Мадхурья-Кадамбини» стр. 43-46).
С наступлением этой стадии преданный неожиданно начинает замечать в себе массу ужасных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия, гордость. «Откуда все это взялось?! - в ужасе думает он. - «Ведь раньше всего этого не было». На самом деле все это было в нашем сердце. Только тогда пелена иллюзии была настолько густой, что мы не замечали это. Теперь, когда благодаря повторению Святого Имени и служению вайшнавам наше сердце немного очистилось, все это стало выходить наружу. Это подобно тому, как во время уборки пыль поднимается в воздух.
Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Бхаджана-рахасье» описал различные категории анартх, чтобы мы знали своих врагов и могли сражаться с ними.
1 Таттва-вибхрама - иллюзии в отношении духовной истины
· Иллюзии относительно своей собственной сущности.
· Иллюзии относительно положения Верховной Личности Бога.
· Иллюзии относительно метода садхана-бхакти, а также ее результата - према-бхакти.
· Иллюзии относительно препятствий на пути преданного служения.
2 Асат-тришна - материальные желания.
· Желания материальных объектов.
· Желания достичь райских планет.
· Желания обрести мистические совершенства.
· Желания освобождения.
3 Апарадха -оскорбления
· Оскорбления имени Господа.
· Оскорбления формы Господа (при поклонении Божествам).
· Оскорбления преданных.
· Оскорбления обыкновенных живых существ.
4 Хридайа-даурбалйа - слабости в сердце.
· Привязанность к объектам, не связанным с Кришной.
· Обман или склонность придираться к другим.
· Завистливость.
· Желание славы.
Мы должны различать в себе эти анартхи, стараться избавиться от них и искренне молиться о милости Святому Имени.
5. Ништха - твердая вера
Когда практически все нежелательное уходит из сердца преданного, его вера становится непоколебимой, и он строго и с великим вниманием следует садхане.
Постепенно благодаря практике преданного служения мы выходим из-под влияния низших стихий природы, страсти и невежества, и обретаем постоянство и устойчивость. Мы ощущаем, что избавляемся от пяти видов препятствий, которые возникают под влиянием анартх и отвлекают нас от постоянной сосредоточенности на пути преданного служения. Вот эти пять препятствий:
Лайа - тенденция засыпать во время джапы или лекций по «Шримад-Бхагаватам».
Викшепа - это склонность к беспокойству ума, когда мы переключаемся на мирские темы во время совершения преданного служения (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.).
Апратипатти, или безразличие ко всему духовному, означает возникающее время от времени нежелание совершать киртанам и другое служение, несмотря на отсутствие сонливости и беспокойств.
Кашайа, или греховные привычки, внутренняя тенденция впадать в гнев. Испытывать жадность и гордость.
И, наконец, расасвада - вкус к материальным наслаждениям или неспособность сосредоточить внимание на киртане или любом другом виде служения при появлении возможности чувственных материальных удовольствий.
Ништха означает свободу от этих пяти пороков. Преданный, находящийся на этом уровне, возможно, еще не имеет сильной привязанности к преданному служению и еще не избавился от всех апарадх, или оскорблений Святого Имени. Но силой духовного разума, который дает ему Кришна, он в состоянии контролировать свой ум и заниматься чистым преданным служением практически 24 часа в сутки. Преданному, находящемуся на ступени ништха, присущи следующие возвышенные качества:
-Смирение
-Почтительно отношение к другим
-Отсутствие гордости
-Сострадание
Если мы доберемся до уровня ништхи, то практически большая часть наших привязанностей и ложных концепций уйдет. С этого момента наше преданное служение становится естественным и спонтанным.
6. Ручи - вкус к служению Господу
Когда следование садхане становится твердым, человек развивает подлинный, устойчивый вкус к преданному служению.
Постепенно вера обретает форму вкуса к преданному служению - слушанию о Господе, пересказу услышанного и т.д., который настолько силен, что заставляет преданного забыть обо всем остальном. В отличие от предыдущих стадий, на стадии ручи постоянное повторение и слушание не вызывает у преданного ни малейшей усталости и, более того, он получает все большее и большее удовлетворение.
На этой стадии наше сознание почти полностью одухотворяется, а материальные аспекты «я» и «мое» отходят на второй план, и мы вспоминаем о них с отвращением.
Вскоре мы становимся подобными пчеле, вкушающей нектар сладкого плода «Шримад- Бхагаватам». Наша медитация становится непрерывной и свободной от материальных мыслей и образов. Не желая ни на минуту покидать общество преданных, мы слушаем и говорим с ними о нектарных играх Господа, наслаждаясь и неустанно прославляя их, забывая обо всем остальном. И нас не затрагивает внешняя привлекательность имени, качеств, форм, игр Господа и т.д. Например, нам все равно, насколько мелодия киртана приятна на слух, и обладает ли хорошими вокальными данными его ведущий. Мы все свое свободное время посвящаем проповеди, распространению трансцендентной литературы и служению лотосным стопам вайшнавов, в уме принимая полное прибежище Шри Навадвипа-дхамы, не отличной от Шри Вриндавана-дхамы.
7. Асакти - привязанность к Господу
Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины, и единственным объектом нашего преданного служения становится Кришна, мы достигаем стадии асакти или любовной привязанности к Господу. Наши духовные качества проявляются в полную силу, а материальные лишь изредка. Наш ум спонтанно привлекается к темам, связанным с Кришной, и эта медитация становится очень глубокой. На этом уровне мы начинаем осознавать свою
вечную форму и взаимоотношения с Кришной в духовном мире, как описывает это Господь Чайтанья в пятом стихе Шикшаштаки:
айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа
стхита-дхули-садришам вичинтайа
«О сын Махараджи Нанды (Кришна), я Твой вечный слуга, и все же я попал в океан рождений и смертей. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти и дай мне место среди пылинок у Твоих лотосных стоп».
8.Бхава - экстатическая любовь к Богу
Представляет служение, исполняемое с искренним и горячим желанием удовлетворить Кришну, в конце концов, делает преданного достойным принять всю милость Господа. Эта милость нисходит в сердце преданного и начинает пробуждать дремлющее семя любви к Богу.
Наконец, покоренный привязанностью Своего преданного Кришна милостиво проливает на него луч Своей внутренней энергии хладини-шакти. По милости Кришны мы полностью осознаем свои вечные взаимоотношения с Ним и начинаем видеть Его образ в своем сердце. От материальных аспектов нашего сознания остается лишь только тень. Нас охватывают различные виды экстаза: иногда слезы льются из наших глаз, волосы на теле встают дыбом, мы непроизвольно смеемся или плачем. Но впрочем, эти признаки могут и не проявляться. Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает подлинные характеристики преданного, достигшего уровня бхавы:
1.Он всегда стремится все свое время занимать в преданном служении Господу. Он не желает быть праздным. Он хочет служить всегда и неуклонно, двадцать четыре часа в сутки.
2.Он всегда сдержан и настойчив.
3.Он всегда отрешен от материального.
4.Он не стремится к материальным почестям.
5.Он всегда уверен, что Кришна прольет на него Свою милость.
6.Он всегда очень стремится с верой служить Господу.
7.Он очень привязан к повторению Святых Имен Господа.
8.Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа.
9.Он испытывает блаженство, находясь в местах, где проходили игры Господа, таких как Майапур или Вриндаван.
Уровень бхавы Господь Чайтанья описывает в шестом стихе Шикшаштаки.
найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-рудхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати
О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, постоянно текущими в то время, как я произношу Твои святые имена? Когда же я произнесу Твое имя, и в тот же миг сорвется мой голос, а волосы на теле встанут дыбом?
9.Према - чистая любовь к Богу
В сердце преданного полностью пробуждается чистая любовь к Богу, и преданный обретает непосредственное любовное служение Господу в своей вечной форме, сварупе.
Наконец, на уровне премы, все материальное осквернение исчезнет без следа, и мы сможем тогда не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх под руководством одного из Его вечных спутников. Иногда
же Кришна будет скрываться от нас, чтобы через чувство разлуки усилить любовь к Нему. Господь Чайтанья описывает этот уровень в седьмом и восьмом стихах Шикшаштаки:
йугайитам нимешена чакшуша правришаитам шунйайитам джагат сарвам говинда вирахена ме
О Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно двенадцати годам и даже более. Слезы текут из моих глаз подобно ручьям, и я ощущаю всю пустоту мира, покинутого Тобой.
ашлиьиайа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва
иатха татха ва вида дхвату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах
Я знаю, что нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется таковым навсегда, даже если Он грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, скрывшись от меня. Он волен делать со мной все, что пожелает, все равно Он останется моим высокочтимым Господом безо всякой причины..
Према - чистая любовь к Богу, когда преданный полностью отрешен от собственного тела. Он не способен его замечать, поскольку полностью поглощен непрекращающимися экстатическими эмоциями во взаимоотношениях с Кришной. Это состояние полностью отлично от каких-либо сознательных усилий, аскетических подвигов и борьбы. В то время, как садхана-бхакти, которая призвана пробудить эту склонность естественно служить Господу, сопряжена с определенными сознательными усилиями и борьбой с чувствами и неустойчивостью ума, особенно до уровня ништхи (НП стр. 184; 188; 45-47; БГ 6.6 коммент.7; 10; ШБ 5.3.12-15; 2.3.12).
Человек утверждается в чистом преданном служении, достигнув уровня ништхи. Дальнейший процесс развития бхакти проходит гораздо быстрее и радостнее. Когда человек развивает вкус к преданному служению (ручи) и привязанность к Кришне (асакти), и уж, тем более, экстатическую (бхава), и чистую любовь к Богу {према), наличие чистого преданного служения очевидно. Однако, оно также проявляется с первых же ступеней (шраддха, садху- санга) в случае, когда преданный занят правильным образом в садхана-бхакти, главным принципом которой является правило: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем (НП гл.2, 5; БГ 12.9; 6.35 ком.) Чистое преданное служение отличается постоянным стремлением служить Господу, невзирая даже на препятствия в форме материальных желаний и беспокойства ума (БГ 6.6-10 ком.; ШБ 5.3.12-15; 2.3.10,12).
В каждой последующей ступени преданного служения присутствуют все предыдущие.
Что дальше?
Бхава и према - это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, любви, которую питает к Кришне Шримати Радхарани и ее близкие спутницы. Но для переживания эмоций подобной силы это несовершенное материальное тело просто не приспособлено. Поэтому, как описывают ачарьи, после того, как мы оставим тело, нам предстоит явиться в одной из бесчисленных материальных вселенных во Вриндаване, где в тот момент Кришна будет проявлять Свои вечные игры. Однако то рождение и та жизнь не будет связана с материальными
наслаждениями и страданиями, ибо мы явимся уже в своем духовном теле, вечном, исполненном знания и блаженства, которого достигли еще в прошлой жизни. Мы будем участвовать в играх Кришны и так достигнем окончательного совершенства в своем служении. А в конце Своих игр Кришна в этом же теле перенесет нас в духовный мир на планету Голока Вриндавана.
Каким образом мы познаем окружающий нас мир? Ребенок в детстве задает вопросы родителям и школьным учителям. Взрослые люди проводят различные исследования и затем обдумывают полученную информацию, проводят научные конференции, читают книги и журналы, смотрят телевизор и т. д. Таким образом, существует множество путей обретения знания.
Пратьякша | - непосредственное восприятие при помощи чувств и ума. |
Анумана | - логический вывод на основе обобщенного опыта. |
Шабда | - получение знания посредством слушания из авторитетного |
источника. | |
Апаурушея | - непогрешимый, трансцендентный к материальному миру |
(ШБ 3.26.33 ком; ШБ 4.2.31ком.). |
Ведическая наука сводит эти методы познания к трем: пратъякша, анумана и шабда (ШИ-Введение).
Пратьякша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное. Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.
Недостатками пратьякши являются: (НС стр. 329)
а) 4 недостатка, свойственных обусловленной душе (ШИ - введение, стр.7);
б) ограниченность настоящим временем.
Причина, по которой мы не можем осознать Абсолютную истину, прибегая к помощи грубых материальных чувств, состоит в том, что существуют четыре несовершенства:
1 склонность совершать ошибки Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука со всем её бурным успехом с самого начала делала крайне неправильные выводы: электричество и теплота считались жидкостями, мозг - органом, охлаждающим кровь, звёзды - отверстиями в хрустальном небосводе и т.д. Поэтому прогресс в науке означает: опровержение прежней, ошибочной идеи и предложение новой столь же ошибочной, которую тоже рано или поздно придётся пересмотреть.
2 склонность впадать в иллюзию
При одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной. Если мы попробуем апельсин сразу после ложки сахара, он покажется нам кислым. Но после лимона апельсин кажется сладким.
3 склонность обманывать
Людям свойственно ошибаться, так гласит народная мудрость. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяют заведомо ложную информацию.
4 несовершенство чувств
Несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания. Это хорошо видно на примере с солнцем: мы видим солнце как небольшой желтый диск размером с монету.
Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл.
Недостатками ануманыявляются (УГЧ стр. 45): а)получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши; б)бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума (УГК с. 189-190).
Шабда означает «то, что услышано». Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?! Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться в достоверности источника. Что касается относительного материального знания - мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей. Шабда или шрути относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, исходящего из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным). Звук может быть не только абсолютным и полностью достойным доверия. Доступ к апау- рушея-шабде мы имеем лишь тогда, когда его источник связан с Кришной. Немаловажно также то, что воспринимающий это знание, должен быть свободным от склонности искажать это знание, приспосабливая его под свои материальные желания (ШБ 3.26.32 ком.). Способность доверять авторитетному звуку приходит по мере обретения знания об источниках, достойных доверия, и обретения практического опыта руководства этим знанием в своей жизни. Таким образом, человек использует свои чувства и ум в процессе развития веры в шабду. Преданный, обладающий чистым сознанием и реализованным знанием о Кришне как причине всех причин, легко доверяет шабде. Материалист, привыкший доверять своему уму и чувствам, не способен доверять шабде. Шабда - это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации - тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого со-
вершенного источника. И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через:
гуру,
шастры (ШБ 3.12.47; 4.24.40);
садху (ШБ 3.26.33) В материальном мире существуют два метода получения знания - индуктивный и дедуктивный. Индуктивный метод (восходящий) означает не принимать авторитетные суждения, а пытаться дойти до истины в результате собственных усилий или размышлений. Например: как вы можете выяснить, кто ваш отец? Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (индуктивный метод пратьякши и ануманы). Дедуктивный (нисходящий) метод - означает принять авторитет кого-либо и узнать правду, задавая ему вопросы. Например: если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны признать авторитет своей матери в этом вопросе. Точно так же, если мы хотим узнать что-то, выходящее за рамки нашего опыта и чувственного восприятия, за рамки экспериментальных данных, мы должны принять Веды. Разумно принять ведическое знание, выбрав дедуктивный (нисходящий) метод - шабда - слушание из авторитетного источника (УГК с. 189-190). Если мы хотим познать истину собственными усилиями, опираясь на своё несовершенное, чувственное восприятие, мы никогда не придём к верным заключениям.
Название метода | Определение | Недостатки, ограничения |
Пратьякша | Чувственный опыт Непосредственное восприятие при помощи чувств и ума. | Четыре недостатка обусловленной души: склонность совершать ошибки; склонность впадать в иллюзию; склонность обманывать; несовершенство чувств; Ограниченность настоящим временем |
Анумана | Логический вывод на основе обобщенного опыта | получение исходных данных посредством несовершеннойпратьякши Бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума |
Шабда или шрути | Получение знания посредством слушания авторитетного источника | Относится к абсолютному знанию, полученному из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знаниеапаурушея(безукоризненным). В этом мире Господь проявляет себя через три источника: гуру шастры садху |
Таблица «Три метода познания мира и их недостатки»
Дополнительная литература к разделу: «Тень и реальность» Сухотра Свами стр.19-20, 23, 31, 37, 46-48; 67-68, 87, 96, 138, 147-150). Очерки ведической литературы с.21-23).
Тема. Три раздела ведического знания
Определения
(«Парипрашна», Гоур Говинда Свами стр. 25-26; 23).
Самбандха - связь, взаимоотношения. В бхакти-йоге - Бхагаван.Самбандха-гъяна - описание природы вещей и их взаимоотношений. Абхидхея - метод, процесс. В бхакти-йоге - садхана. Абхидхея-гьяна - описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения. Прайоджана - цель, совершенство, результат. В бхакти-йоге - према.
Прайоджана-гьяна — описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса.
В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чайтаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:
1 Кришна - единственный источник абсолютного знания
2 Он всемогущ
3 Он суть океан трансцендентного блаженства
4 Живые существа суть Его неотъемлемые частицы
5 Некоторые живые существа обусловлены материальной природой
6 Некоторые живые существа свободны от материальной природы
7 Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него
8 Беспримесная преданность - это единственное средство освобождения для обусловленных душ
9 Любовь к Верховному Господу - это единственная цель жизни
В первом положении дается метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхею, а девятое - прайоджану. Вместе со вводным положением получается десять утверждений и их называют даша-мулой.
Три Божества Вриндавана
Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями - это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване и Он принимает формы Мадана-Мохана, Говинды и Гопинатхи, наделяя нас знанием самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Эти Божества являются главными Божествами Вриндавана, и без Их милости невозможен никакой духовный прогресс.
Господь Мадана-Мохана привлекает нас, являясь в образе инициирующего духовного учителя или дикша-гуру. Он очаровывает нас своей чистотой, глубиной и преданностью. У нас появляется вера к этой удивительной личности, и мы вручаем себя ему, прося о духовном посвящении. Затем мы начинаем осознавать свои вечные отношения с Господом Чаитаньей Махапрабху. Нас начинает привлекать Его чудесный образ Божеств Шри Шри Гаура-Нитай, когда Господь Чайтанья, танцуя в экстазе санкиртаны, завораживает всех, кто смотрит на Него своим ослепительным духовным сиянием. И, наконец, Господь Чайтанья милостиво раскрывает Себя как Кришна - Мадана-Мохана, который привлекает всех своим именем, формой, качествами и играми, которые Он совершает со своими вечными спутниками на Голока Вриндаване. Это самбандха-гъяна.
Затем как Говинда или «Тот, кто приносит удовлетворение чувствам, занятым в преданном служении», Кришна раскрывает нам абхидхея-гъяну. Когда преданный желает нести служение Господу с сильной привязанностью, то он поклоняется Говинде, совершая трансцендентное преданное служение. «Говинда» означает «Тот, кто приносит наслаждение коровам и чувствам». У нас есть богатый опыт чувственных наслаждений в этом мире. Но подлинное наслаждение наши чувства будут испытывать только тогда, когда мы займем их в бескорыстном чистом преданном служении Кришне. И Кришна рад служить Своим преданным так же, как Он постоянно заботится о трансцендентных коровах сурабхи, которые безраздельно посвятили Ему свои жизни.
Господь Говинда является нам в образе наставляющих духовных учителей (шикша-гуру), обучая нас, как совершать преданное служение, и действительно занимая нас этим служением. Кроме этого, довольный нашим служением Он дает нам наставления из сердца как Сверхдуша или чайтъя-гуру. По их милости мы становимся участниками движения санкиртаны Господа Чаитаньи, и так оказываемся достойными получить величайший дар чистой према-бхакти. Постепенно осознавая, что Господь Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи- Говинды, мы начинаем понимать, что повторение святых имен - это личное служение Радхе и Кришне и Их вечным спутникам во Вриндаване.
И, наконец, как Гопинатха или «повелитель гопи», Он лично является перед нами, олицетворяя Собой высшее совершенство - прайоджана-гъяну. На этой стадии мы видим положение духовного учителя как вечного спутника Господа, и в своей духовной форме под его руководством совершаем свое вечное служение. Мы принимаем участие в Гаура-лиле, помогая Господу раздавать и вкушать нектар Своей сладости. А в Кришна-лиле мы достигаем окончательного положения слуги слуги слуги... Их Светлостей Шри Шри Радхи-Гопинатхи, Божества и источника высшего наслаждения для девушек Враджа.
Божества Мадана-Мохана, Говиндаджи и Гопинатхи были изначально установлены во Вриндаване пять тысяч лет назад Царем Ваджра-набхой, правнуком Кришны. Через четыре тысячи лет, когда Индию завоевали мусульмане, священники этих Божеств были вынуждены спасаться бегством, и спрятали Их в джунглях. Со временем Божества занесло землей, и никто уже не знал, где Они находятся. В наше время эти три Божества находятся в Джайпуре. Паломники стараются увидеть все три Божества в один день, считается, что это дает возможность обрести Кришна-прему.
Итак, необходимо запомнить, что:
Божество Мадана-Мохана открывает знание самбандхи. Именно Ему нужно молиться,
чтобы осознать, и установить эти взаимоотношения (ЧЧ, Ади, 1.19). Божество Говиндаджи открывает знание абхидхеи. Говиндаджи принимает служение преданных и через свою форму чайтъя-гуру (Сверхдуша) в сердце просвещает их, ведя к совершенству жизни (ЧЧ, Ади 1.19). Божество Гопинатхи будучи самой совершенной формой Господа, покровительствует гопи - самым Своим возвышенным преданным. Его преданные, достигшие высот в своем преданном служении, молят о достижении чистой любви к Кришне - цели всех усилий (прайоджана) (ЧЧ, Ади 1.19).
Личности, которые являются ачарьями:
Самбандха-гъяна ачаръя - Санатана Госвами. Абхидхея-гъяна ачаръя - Рупа Госвами. Прайоджана-гъяна ачаръя - Рагхунатх дас Госвами (ЧЧ Ади 1.19).
Не установив изначальные позиции между объектом (Верховным Господом) и субъектом (живым существом), невозможно говорить о развитии взаимоотношений. И, не следуя опре-
деленному процессу, невозможно достичь цели. Таким образом, сначала преданный осознает положение Господа, свое и материальной природы. Господь - Бхагаван, обладатель, джива (живое существо) - Его слуга. Начав с этих позиций самбандхи, мы можем принять процесс совершенствования этих отношений - бхакти. Совершенством этого процесса является обретение премы - чистой любви к Богу (ШБ 2.9.18; 2.9.4; 2.19.33-36; БГ 10.8- И; ЧЧ, Ада 1.19; 1.47).
Майявади тоже имеют самбандху, абхидхею и прайоджану. Их самбандха заключается в вечности и неотличности дживы и Брахмана. Процесс достижения совершенства этого знания - гьяна, а результат - слияние с Брахманом. Таким образом, самбандха - Брахман, аб- хидхея - гьяна, прайоджана - Брахман.
У материалистов тоже есть самбандха, заключающаяся в утверждении: «Я - наслаждающийся; процесс достижения - вожделение (кама), а результат - смерть».
Таблица Три раздела ведического знания
Название | Определение | Божество, раскрывающее это знание | Личность, которая является ачарьей |
самбандха самбандха- гьяна | Связь, взаимоотношения | ||
Описание природы вещей и их взаимоотношений | Мадана-Мохан | Санатана Госвами | |
абхидхея. | Процесс, метод | ||
абхидхея- гьяна | Описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения | Говиндаджи | Рупа Госвами |
прайоджана | Совершенство, цель, результат. В бхакти-йоге - према | ||
прайоджана- гьяна | Описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса | Гопинатх | Рагхунатх дас Госвами |
ФИЛОСОФИЯ - САМБАНДХА
Тема. Три аспекта Абсолютной Истины
Брахман - безличный, всепроникающий аспект Абсолюта. Воплощает в себе вечность бытия - аспект cam.
Параматма - всепронизывающий аспект Абсолюта, находящийся в сердце каждого живого
существа, в каждом атоме, и поддерживающий всю вселенную. Содержит в себе аспекты cam и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания.
Бхагаван - личностный аспект Абсолюта. В Нем раскрываются все три аспекта Абсолюта: cam, чит и ананда (БГ 2.2. ком; 6.10. ком.)
БРАХМАН
Брахман воплощает в себе аспект cam Абсолюта, то есть аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана - это стадия освобождения от материального сознания.
Процесс, ведущий к осознанию Брахмана - гьяна. Этим путем идут два вида трансцендента- листов (тех, кто ищет Абсолютную Истину): майявади и брахмавади. Несмотря на то, что цель у них одна и та же, они идут разными путями, и результаты их практики также отличаются друг от друга.
1. Майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины, Она
для них безлична. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы иллюзорными, или майей. Они считают майей, или иллюзией даже трансцендентный облик Кришны. Поэтому их еще называют майявади, то есть считающими, что все многообразие есть майа, или иллюзия. В ведической традиции одним из наиболее значительных мудрецов, придерживающихся этой философии, является Шанкарачарья. Из-за такого оскорбления Личности Бога майявади не могут получить даже безличного освобождения и отправляются в ад (БГ 7.24 ком.)
2. Брахмавади признают существование Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, стремятся раствориться в Его бытии. Благодаря оттенку бхакти в их практике они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа (ШБ 3.32.26 ком.)
3. Но, если такому брахмавади посчастливится встретиться с чистым преданным Господа и с верой выслушать его наставления, он может также стать чистым преданным (БГ 5.16 ком.).
Множество великих святых личностей признают Брахман самым начальным аспектом познания Абсолюта. Обладая высшим духовным видением, они утверждают, что Абсолют действительно не имеет материальной формы и чувств, но обладает чисто духовной формой и чувствами, лежащими полностью вне этого материального творения. Его действительно невозможно познать с помощью материальных разума и чувств, но Он Сам может даровать нам духовные разум и чувства, способные проникнуть в эти высшие измерения. В Брахма- самхите говорится, что безличный Брахман - это сияние, исходящее от трансцендентного облика Кришны, вечно пребывающего в духовном мире.
ПАРАМАТМА
Слово Параматма в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.
Сверхдуша не является полным личностным проявлением Господа (БГ 10.42). Благодаря Ее присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире как Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну (БГ 7.4). Ее функциями являются:
1. наблюдение за живым существом (упадрашта)
2. санкционирование всех его действий (ануманта) (БГ 13.23).
Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения, но, сопровождая живое существо, именно она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (ШБ 1.2.33, 1.17.20).
Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая существование вселенной (БГ 9.8). Следует избегать выражений «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.
Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу могут созерцать, находясь в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики.
Мистическая йога (аштанга-йога) - это процесс, ведущий к осознанию Параматмы (ШБ 5.7.7). По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Сверду- ши (БГ 6.20-23; 8.12; ШБ 3.32.27).
Облик Параматмы очень красив, от него исходит ослепительное сияние - брахмаджйо- ти, или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йог не имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, не отрываясь, созерцать этот божественный облик. Так ему открываются аспекты cam и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. Таким образом, йог, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.
Для йога, созерцающего Параматму, существует опасность отождествить свое существование с Ней (майявади) (БГ 13.23). Поэтому йог должен утвердиться в понимании различия души и Сверхдуши (БГ 13.3; ШБ 3.28.43; 3.32.29).
1. Сверхдуша обладает полнотой знания, которое никогда не покрывается и не теряется. Живое существо обладает знанием, ограниченным его чувствами и умом (БГ 7.26; 5.15-18).
2. Из-за несовершенства чувств (материальных) живое существо склонно ошибаться. Параматма безупречна и абсолютно совершенна (БГ 5.16; ШИ введение, М-1).
3. Живое существо по своей природе занимает подчиненное положение и во всем зависит от Сверхдуши. А Сверхдуша (Параматма) является ишварой - владыкой как материальной энергии, так и духовной (пограничной) (БГ 9.8-10; 7.21; 5.15; ШБ 1.2.31).
4. Живое существо знает только свое тело, но даже им оно не управляет. Сверхдуша сопровождает каждую индивидуальную душу и, зная ее желания, именно Она санкционирует преобразования материальной энергии в соответствии с желаниями и прошлой деятельностью живого существа (БГ 5.18; 7.21; 9.10 ком.; 13.3).
БХАГАВАН Бхагаван - Личность Бога является источником как всех энергий, которые в совокупности своей представляют Брахман, так и частичного своего проявления, поддерживающего материальный мир, Параматмы. Поэтому тот, кто осознает Личность Бога, также осознает
и Брахман, и Параматму. Но тот, кто видит лишь энергии или нейтральное состояние Абсолюта - Параматму, не знает об их источнике (БГ 2.2. ком.;7.4).
Методом осознания Бхагавана является бхакти - чистое преданное служение.
Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Обладая всеми чертами личности, Он полностью свободен, то есть Он Сам открывает Себя, по Своему выбору (БГ. 10.11-14; 11.4 ком; 11-52-54). Совершенное преданное служение включает в себя и полное знание, и полное отречение от материи. Но проявляются они благодаря всепоглощающей любви живого существа к Богу (ШБ 3.33.26).
Парашара Муни дает такое определение Бхагавана;
Бхага - богатство, достояние.
Ван - обладать.
Бхагаваном называют Верховную Личность, которая владеет в полном объеме всеми достояниями.
Их шесть: богатство, сила, слава, красота, знание, отрешенность. Живое существо также может иметь все эти качества, но не в полной мере. Это происходит еще и потому, что Личность Бога не статична, Господь увеличивает Свои богатства, знание и силу в каждый последующий момент времени (БГ 2.2 ком.).
Поскольку познание Брахмана лишено знания о положительных качествах Абсолюта, на которых можно было бы сосредоточить ум, и рассматривает только то, чем Абсолют не является, то осознание Брахмана можно назвать отрицательной Абсолютной Истиной. Таким образом, человеку, медитирующему на Брахман, необходимо только уводить все объекты из поля своего зрения, совершая усилия отречения, отрицания, отказа (ШБ 3.9.21 ком.).
Иногда имперсоналисты могут повторять святые имена или поклоняться Божествам. Но конечной целью они все равно ставят слияние с безличным сиянием Брахмана. Они считают, что занимать чувства нужно только на начальном этапе самоосознания, а совершенством этого пути является сосредоточенность на непознаваемом, бесформенном Абсолюте. (БГ 11.52 ком; 7.24).
Когда йог видит Параматму в своем сердце, он не может иметь с Ней личностные взаимоотношения, поскольку отношения означают служение. Отвергая служение и свое положение слуги, йог не реализует себя, как личность, и, в конце концов (даже попав в брах-маджйоти) падает. Но, если у йога появляется желание что-то сделать для Параматмы, или даже если он просто восхищается Ее обликом - это уже начало преданности, бхакти (ШБ 3.25.41).
Кришна - Бхагаван, Личность Бога, для поддержания материального мира проявляет Себя, как Параматма (БГ 7.4). Поскольку Он Личность, то функции нейтрального надзора и санкционирования в материальном мире исполняет Его частичное воплощение (БГ 13.15, 13.23). Также форма Кришны излучает ослепительное сияние - брахмаджйоти, на которое медитируют гъяни. Часть этого сияния погружена в невежество, которое трансформирует брахмаджйоти в материальную энергию (БГ 13.18, 14.3). За пределы этого невежества и хочет выйти гъяни, чтобы слиться с изначальным светом. Однако и в том и в другом виде, это ни что иное, как энергия Господа. Живое существо, не вошедшее во взаимоотношения с Господом, и свободное от влияния низшей энергии, также является лучезарной искоркой, подобной брахмаджйоти (БГ 13.13). Но, когда оно соединяет свою волю с волей Господа, оно обретает полную духовную форму с развитыми духовными чувствами. Оно также действует как энергия Господа, обладающая свободой выбора, но выбор этот всегда неотличен от желаний Господа (ШБ 3.25.41). Таким образом, Брахман, Параматма и Бхагаван представляют собой всю полноту, нет ничего кроме Абсолютной Истины: Кришны и Его энергий (БГ 9.19; 17 ком; 9.4 ком.).
Осознание трех аспектов Абсолюта можно сравнить с уровнем знания о Солнце. Видение лишь сияния Солнца подобно осознанию Брахмана. Видение Параматмы подобно осознанию солнечной поверхности. Осознание Брахмана сравнивается с проникновением во внутренние процессы, происходящие на Солнце (БГ 2.2.ком.).
Итак, великие мудрецы выделяют три уровня постижения Абсолютной Истины: уровень Брахмана - безличного проявления Абсолюта, уровень Параматмы - всепроникающей Сверхдуши и уровень Бхагавана - Верховной трансцендентной Личности. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие.
Таблица