Шрила Прабхупада говорил, что, когда мы начинаем хлопать в ладоши во время кирта-на, то линии на наших ладонях начинают меняться. Другими словами, когда мы начинаем заниматься преданным служением, наша карма меняется. Мы уже находимся не под властью майи, а непосредственно под опекой внутренней энергии Кришны, которая облегчает нашу карму, оставляя лишь минимум реакций, и использует их в обучающих целях. Когда мы находимся в сознании Кришны, мы больше не реагируем в трех гунах материальной природы и поэтому не создаем новой кармы. Мы просто испытываем остатки последствий старой кармы. Это подобно вентилятору: когда мы выключаем его, он какое-то время еще продолжает вращаться по инерции, постепенно замедляя ход и, в конце концов, останавливается.
Таким образом, единственным способом изменить или облегчить карму является преданное служение. В священных писаниях мы встречаем и другие методы искупления - благотворительность, аскезы, поклонение различным полубогам, совершение определенных ритуалов. Все эти вещи также способны облегчить карму. НО! Они действуют ТОЛЬКО потому, что также являются непрямыми методами поклонения Кришне. Кришна говорит в Бхага-вад-гите: «Те, кто поклоняются полубогам, в действительности поклоняются Мне, но делают это неправильно». Люди, совершающие все эти виды искупления, зачастую совсем не думают о Кришне, но, принимая авторитет священных писаний, они неосознанно принимают авторитет Кришны - создателя этих писаний. В этом содержится элемент преданного служения, который позволяет «срабатывать» всем этим косвенным методам
Сознание животных покрыто иллюзорной энергией (майей)
Хотя у живого существа всегда есть свобода воли, тем не менее, воспользоваться ею правильным образом может только существо, обладающее высоким разумом и поэтому способное действовать осознанно. В какой мере живое существо действует осознанно, отдавая отчет в своих действиях, в такой мере у него есть свобода выбора. Человеческая жизнь предоставляет шанс вырваться из тисков иллюзорной энергии.
Жизнь животных полна невзгод и лишений, хотя сами животные не сознают этого, находясь во власти иллюзорной энергии, майи. Тело животного, в которое доюива попадает, благодаря своим же желаниям и прошлой деятельности, и с которым она себя отождествляет, очень сильно покрывает истинную природу ее сознания. Поэтому в таком случае джива может лишь подчиняться карме, не создавая новой (поскольку нет акта сознательной реакции и выбора).
Тонкое и грубое тела человека, хотя и сотканы кармой, не покрывают душу настолько, чтобы она была не способна оценивать и реагировать сознательно, благодаря высокоорганизованному разуму.
Хотя животные лишены возможности обрести свободу путем духовной практики, тем не менее, милость Господа или Его преданного может пробудить в них духовное сознание (ШБ 3.25.21).