Закон кармы

Карма - это деятельность живого существа согласно его воле, находящаяся под влиянием трех гун материальной природы и протекающая во времени.

Каждое действие, совершенное не в сознании Кришны, то есть не для удовлетворения Кришны, несет последствия - карму. «Кармой, или деятельностью, приносящей послед­ствия, называют деятельность, в процессе которой живые существа создают свои бу­дущие материальные тела» (БГ 8.3).

Любое действие, совершаемое человеком в мыслях, словах или делах, обязательно при­водит к определенным последствиям. Эти последствия могут проявляться как в этой жизни (краткосрочная карма), так и в последующей жизни (долгосрочная карма). Например, если мы сунем руку в огонь, то обожжемся прямо сейчас, а если оскорбим кого-либо, и не прой­дем процесса искупления, то реакции обязательно настигнут нас в следующей жизни.

Грубое и тонкое тела живое существо получает в результате поступков, совершенных им в прошлой жизни. В материальном мире, в зависимости от своей кармы, живое существо может воплотиться в теле человека, полубога, зверя, птицы и т.д. «Деятельность живого су­щества определяет условия, в которых оно окажется в следующей жизни. Завершив очеред­ной этап деятельности, оно встречает смерть, чтобы затем родиться вновь и начать новый этап своей деятельности. Так живое существо вращается в круговороте рождения и смерти и не может из него вырваться» (БГ 2.27).

Тело живого существа несет в себе как определенные характеристики и способности, так и желания, тип психического восприятия (БГ 15.8; 18.61). «Существует 8 400 000 видов жиз­ни, начиная с Брахмы, первого среди наделенных разумом существ, и заканчивая крошечным муравьем, и все они наслаждаются материальным миром в соответствии с желаниями своего тонкого материального ума и грубого материального тела. Грубое материальное тело форми­руется в зависимости от состояния тонкого материального ума, а чувства создаются в соот­ветствии с желаниями живого существа» (ШБ 1.2.33).

Тело, получаемое живым существом, определяется его желаниями на момент оставления предыдущего тела. «По своему желанию живое существо может получить более совершен­ное тело или отправиться в низшие формы жизни. Так проявляется дарованная ему частич­ная независимость. То, каким будет его следующее тело, зависит от него самого. Сознание, которое человек сформировал в этой жизни, в момент смерти перенесет его в новое тело» (БГ 15.8).

Греховная деятельность (викарма) создает ограничения на реализацию желаний живого существа (БГ 13.30). Поэтому даже, когда человек обретает сознание Кришны, и желания его меняются, он, оставаясь в «старой машине», вынужден мириться с ее характеристиками и способностями.

Таким образом, кармические последствия проявляются как на грубом плане, так и на тон­ком - либо как обстоятельства, условия жизни, либо как желания живого существа. На грубом плане они представляют собой внешние ситуации, в которых оказывается живое существо -конкретное тело, семья, страна, климатические условия и т.д. На тонком плане они влияют на состояние ума, побуждая по-разному смотреть на мир. Например, на одну и ту же ситуацию кто-то смотрит с оптимизмом, а кто-то - пессимистически.

Деятельность в разных гунах

Живое существо, будучи духовным, не имеет ничего общего с материальной природой. Но так как оно попало под влияние материальной энергии, оно действует под диктовку трех гун материальной природы. Наделенные различными телами с присущими им от природы качествами, живые существа вынуждены действовать так, как велит их природа. Таким обра­зом, они порождают новые кармические реакции и продлевают свое материальное существо­вание. То есть, в каждый момент времени они пожинают плоды своей прошлой кармы и соз­дают свою будущую судьбу. «Любые действия, совершенные под влиянием гун материаль­ной природы, приводят к тому, что все их последствия, какими бы они ни были - незначи­тельными или огромными, - накапливаются, и из них складывается суммарный результат любой кармы (деятельности)» (ШБ 2.8.14).

Различные виды тел живых существ - это различные одеяния, предлагаемые им иллю­зорной внешней энергией Господа в соответствии с тем, какими гунами материальной при­роды живые существа желают наслаждаться. Внешняя, материальная энергия представлена тремя гунами: благостью, страстью и невежеством.

Праведная деятельность в гуне благости очищает человека. Благочестивая деятельность приводит к накоплению возможностей для удовлетворения чувств в будущем - карма (БГ 8.3).

Действия, совершенные в гуне страсти, не несут с собой ничего, кроме страданий. Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, занятый ею, лишен знания, поэтому он страдает в настоящем, а в будущем получит тело животного. Те, кто убивают несчастных животных, также находятся в гуне невежества. Такие люди не знают, что в следующей жизни их жертва получит тело, которое даст ей возможность убить их. Таков закон природы (БГ 14.16).

Таким образом, греховные, противоречащие священным писаниям действия приводят к неблагочестивой карме (викарме), то есть страданиям.

В гуне благости появляется возможность выбора. Причем можно выбрать служение Вер­ховной Личности Господа - Шри Кришне (акарма). «Различные действия, совершенные в гуне благости, и их последствия можно, как правило, разделить на четыре категории: благо­честивая деятельность, сочетающаяся с преданным служением; философское познание мира в сочетании с преданным служением; развитие мистических сил в сочетании с преданным служением; и, наконец, преданное служение, не смешанное ни с какими другими видами благочестивой деятельности. Такое беспримесное преданное служение трансцендентно и но­сит название пара бхакти. Только оно одно способно привести человека в духовное царство, обитель Бога» (ШБ 2.8.14).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: