Живое существо обладает свободой выбора: Кришна или материальная иллюзия (майя). Выбрав иллюзию, оно попадает под ее власть и власть деятельности и ее последствий (кармы).
«Живое существо по своей природе не является независимым. Оно должно подчиняться либо Господу, либо материальной природе. Материальная природа также зависит от Господа. И живые существа, как высшая по отношению к материи энергия, могут выбирать, кому им подчиняться - Господу или материальной энергии» (ШБ 2.6.36).
«Обусловленные живые существа вступают в контакт с материей по собственному выбору, движимые сильным желанием эксплуатировать ресурсы материального мира и разыгрывать из себя хозяев всего, что находится в поле их зрения» (ШБ 1.13.50).
Человек, неправильно пользующийся своей свободой выбора, идущий на поводу чувств и ума, своей реакцией на приходящую карму (последствия) создает новую карму (новые события, укрепление независимых желаний). Бесконечная череда: события - реакция - последствия - является «топливом» для повторения все новых и новых рождений и смертей (ШБ 3.31.44). Только правильно пользуясь своей свободой выбора, живое существо «выключает вентилятор своей кармической деятельности» и, развивая свою истинную природу, очищается от уже созданной ранее кармы (БГ 2.49; 4.17-18; ШБ 2.7.49).
|
|
«Все живые существа в материальном мире по собственной воле пошли на риск обусловленной жизни и таким образом попали в сети законов материальной природы. Единственный путь к освобождению из этих пут - согласиться повиноваться Всевышнему» (ШБ 1.13.42). Истинное положение живого существа - положение вечного слуги Верховного Господа. В материальном мире живое существо становится все более и более обусловленным, пока оно не предается Господу, оживив свое изначальное состояние вечного служения (ШБ 1.13.42). Тот, кто осознал свою истинную природу - природу вечного слуги Господа, посвящает себя деятельности в сознании Кришны и оставляет все прочие занятия (БГ 2.49).
Достигнув своего изначального сознания, человек обретает полную свободу воли и способен не соприкасаться со всем происходящим с ним, «хорошими и плохими» обстоятельствами и событиями. Он не испытывает страданий и наслаждений благодаря тому, что от-
странен от деятельности чувств и ума, предназначенных для того, чтобы испытывать эти кармические последствия (ШБ 3.27.10). Он способен во всем видеть лишь благоприятный фактор очищения своего сознания и укрепления своей воли - стремления к Кришне. Живое существо обретает подлинную независимость только тогда, когда достигает уровня чистого преданного служения Господу. Именно на уровне чистого преданного служения человек полностью реализует свою свободу воли - перед ним открыт весь спектр альтернатив. Преданный, делая всегда свой выбор в пользу Кришны, а не желаний чувств и ума, увеличивает свою свободу от их влияния (ШБ 1.2.8; 1.15.29; 3.27.24; БГ 4.18-23).