Преданного служения

Прогрессу в чистом преданном служении способствует следование шести принципам (НН-Зт.):

1) утсаха -энтузиазм;

2) нишчая - убежденность;

3) дхарья - терпение;

4) тат-тат-карма-правартанат - действия в соответствии с регулирующими прин­

ципами, такими как слушание, воспевание и памятование о Кришне;

5) санга-тъяга - отказ от общения с непреданными;

6) сато-вриттех (садху-вритти) - следование по стопам предшествующих ачаръев)

Энтузиазмом называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны (НН с.ЗЗ). То есть истинный энтузиазм стабилен, поскольку разум преданного всегда в йоге, то есть в связи, во взаимоотношениях с Кришной, из которых он и черпает свою решимость, неиссякаемый энтузиазм доставить удовольствие Кришне (БГ 18.33; ШБ 2.8.21). Энтузиазм, не закрепившегося в йоге разума, находится в гуне страсти и, таким образом, будет зависеть от соприкосновения чувств с их объектами, в том числе от похвалы, разного рода поощрений (БГ 18.34; 18.38). Поэтому признаком ложного энтузиазма является его неустойчивость и за­висимость от поощрений.

Убежденность предполагает реализованное знание могущества Кришны, Его энергий, могущество бхакти. Поэтому, обладая убежденностью, человек может полагаться на ми­лость Кришны и полностью зависеть от Его воли (БГ 6.24). Самонадеянный и наглый чело­век верит в свое могущество или уверен в том, что поскольку он преданный, то Кришна по­этому обязан все устроить согласно его планам.

Терпение предполагает активную деятельность, а не лень и апатию. Но поскольку эта деятельность авторитетна, то есть, направляема садху, гуру, то преданный, убежденный в правильности процесса, в котором он занят, может терпеливо относиться к трудностям, пре­пятствиям и отсрочкам в достижении результата (БГ 6.24). Терпение - это вера в то, что Кришна позаботится о том, кто неуклонно занят в служении Ему. Таким образом, преданный очень инициативен, активен в служении Господу (УГЧ с. 70-71).

Отказ от нежелательного общения предполагает отсутствие восхищения качествами и деятельностью непреданных; нежелание открывать сердце тем, кто лишен интереса к Госпо-

ду, то есть санга предполагает, что мы что-то принимаем. Проповедь означает «отдавать». Это подобно тому, как в шланг, из которого вода бьет сильным потоком, не может войти ничто другое. Таким образом, проповедь не является асат-сангой, если проповедник на­полнен полноценной духовной жизнью, которая бьет из него ключом живительного знания для других (БГ 11.55 с. 576-578).

Вера в слова, наставления гуру и садху, то есть сато-вритти означает, что мы доверя­ем процессу, которому следуем и верим в конечную цель (БГ 7.30 ком.). Но при этом мы ис­пользуем свой разум для того, чтобы понять глубину этих наставлений, с целью действовать наиболее осознанно, и таким образом в совершенстве их выполнить. Ученик следует на­ставлениям гуру не слепо и тупо, думая, что все придет автоматически. Ученик знает, верит, что цель достигается благодаря совершенному следованию наставлениям и примеру гуру и садху и поэтому применяет разум, чтобы осознать эти наставления.

Энтузиазм, убежденность и терпение - составляющие веры. Вера - это тот рычаг, который поднимает преданного со ступени на ступень лестницы бхакти. Лишившись какой-либо из составляющих веры, человек становится апатичным, сомневающимся или агрессив­ным, оскорбительным, недоверчивым и замкнутым (БГ 7.28; 3.30). Преданное служение для него становится мукой. Не следуя правилам и предписаниям бхакти, преданный рискует об­резаться, соскользнув с этого «лезвия бритвы», с которым сравнивается путь бхакти, по­скольку именно правила и предписания являются перилами, защищающими путника от па­дения. Но следует помнить, в чем заключаются эти регулирующие принципы. Это слушание о Господе, прославление Его, памятование о Нем и т.д. Без этого росток бхакти засохнет, и буйно разрастутся материальные желания (УГЧ с. 59). Измышляя же свой путь бхакти, не внимая примеру и наставлениям садху, мы однозначно рискуем сойти на путь кармы, гьяны и сахаджии (БГ 11.55 с. 575; УГЧ с. 61-62).

Раздел 5 ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ

 
 


Тема: Суть всех правил и предписаний (Основное правило садхана-бхакти)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: