Корми, достигающие райских планет, благодаря своему благочестию, но лишенные высшего вкуса, опьяняются вкусом райских наслаждений и, вернувшись на Землю, продолжают крутиться в бесконечном колесе самсары. (БГ 8.3, ком.; ШБ 3.32.20-21).
Гъяни и йоги после многих рождений, посвященных аскезам и изучению Вед, достигают слияния с Брахманом. Находясь в брахмаджъоти в течение многих миллионов лет, они все же вновь падают в материальный мир (БГ 4.11, ком.; 8.24; ШБ 3.27.28-29).
Участь грешников (викарми) - адские планеты и низшие формы жизни (ШБ 3.30.19; 3.30.34).
Преданный, не достигший совершенства в духовной жизни (бхавы, премы), рождается в условиях, где он либо с раннего детства будет продолжать свое духовное развитие в семье преданных, либо будет свободен от борьбы за существование, родившись в обеспеченной семье. Вкус чистого преданного служения не позволит ему попасть в иллюзию материального удовлетворения, даже, если преданный получит возможность удовлетворить свои материальные желания на райских планетах (БГ 6.40-45; 8.27; ШБ 1.2.29; 1.5.19).
|
|
Тема. Освобождение
Освобождение - это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела (ШБ 2.10.6).
Живое существо, достигает освобождения тогда, когда оно отказывается от восприятия мира, основанного на ложном эго: «я наслаждаюсь; я контролирую; я действую; я тело; все, что связано с моим телом, принадлежит мне». Душа, избавившаяся от ложного эго и осознавшая верховное положение Личности Бога и свое подчиненное положение слуги по отношению к Нему, которое ей присуще, освобождается из рабства материальной энергии и достигает трансцендентного положения (ШБ 3.27.13; 3.27.29; БГ 7.5, ком.).
Существует 5 видов освобождения: (ШБ 3.29.13).
1. саюджья - растворение в сиянии Господа (или в Его теле)
2. салокья - возможность жить на одной планете с Господом
3. сарупья - получение духовного тела, подобного телу Господа
4. саршти - обретение тех же богатств, которыми владеет Господь.
5. самипья - обретение, личного общения с Господом.
Из пяти видов освобождения саюджья, или слияние со Всевышним, является неприемлемым для преданных. Преданные Господа никогда не согласятся раствориться в брахмаджъ-оти, потому что это лишает их возможности лично общаться с Кришной и доставлять Ему удовольствие своим служением. Четыре остальных вида относятся к освобождению на планетах Вайкунтхи, которого автоматически достигают преданные, следуя по пути регулируемого преданного служения - ваидхи-бхакти. Хотя эти виды освобождения не противоречат принципам чистого преданного служения, великие преданные в цепи ученической преемственности, идущей от Господа Чайтаньи, отвергают их, предпочитая совершать преданное служение, следуя по стопам вечных спутников Кришны во Вриндаване.
|
|
Религиозная деятельность (дхарма) ради экономического процветания (артха), необходимого для обеспечения неограниченного удовлетворения чувств (кама) - вот 3 цели материалистов. Но поскольку сам материальный мир, будучи обителью страданий - «дукхалаям», не устроен для получения в нем удовлетворения, то после многих и многих попыток обрести его, обусловленная душа разочаровывается в них и начинает искать освобождение от тех бесчисленных страданий (мокша), которые несет этот мир. Таким образом, разочарование является для души толчком к поиску пути освобождения.
Когда попытки живого существа наслаждаться в материальном мире терпят крах, оно, разочарованное, отрекается от мира и ищет освобождения от его влияния. При этом само желание наслаждаться независимо от Бога не исчезает, а просто становится со знаком «минус», то есть переходит в желание освободиться от страданий. У дживы появляется желание стать более могущественной, чем обыкновенное живое существо. При этом джива не склонна принимать верховное положение Бога. Обозленная, она не желает признавать Его суще-
ствование и подчиняться Его воле, а упрямо ищет способ освободиться от тех ограничений, которые мешают ей наслаждаться и обрести положение высшей власти. Это высшее проявление зависти. Такая душа (майявади) не может обрести даже саюджъя-мукти.
Одни йоги (брахмавади) стремятся раствориться в безличном сиянии - брахмаджъоти, в то время, как другие (маявади) медитируют на себя самого как на Сверхдушу. Последнее является самым отвратительным из оскорблений Господа и обрекает такого «йога» на адские условия существования.
Желание стать «мамой Яшодой», «Нандой Махараджей» или «Шримати Радхарани» вместо того, чтобы быть слугой слуги слуги их слуг относится к той же категории.
Если майявади удастся освободиться от ложного эго (что возможно благодаря хотя бы тени преданности), он может войти в Брахман (саюджъя-мукти). Однако это положение неустойчиво. Из-за нереализованной склонности действовать и потребности во взаимообмене любовью с Господом, она вновь падает в материальный мир. То есть, ее освобождение мнимое, неполное (ШБ 2.2.31; 3.27.20; 3.25.41).
Вимукта-манинах - считать себя освобожденным. Это относится к представлению о себе имперсоналистов. Они считают, что, просто отрекшись от деятельности и взаимоотношений, и, подавив в себе все желания, погрузившись умом в процесс отделения Брахмана от того, что им не является, они обретают освобождение. Говорится что такие люди, независимо от того, насколько развит их разум, не смогли очистить его от материальной скверны (ШБ 3.27.20. ком.).
Имперсоналисты под освобождением понимают освобождение от страданий и беспокойств материального существования, что достижимо даже при осознании безличного Брахмана, самого первого аспекта Абсолюта.
Разница между преданным и имперсоналистом заключается в том, что имперсоналист пытается слиться со Всевышним для того, чтобы беспрепятственно наслаждаться, тогда как преданный отвергает саму мысль о наслаждении и занимается трансцендентным любовным служением Господу (ШБ 3.27.24).
Для преданного, имеющего всепоглощающую привязанность к Господу (асакти), обретение милости Господа, экстатической любви к Нему (бхавы) является горячо желанным. В то время, как сопутствующее ей освобождение даже не замечается им. Более того, преданный согласен добровольно страдать, если это принесет радость Господу. И даже преданный, находящийся на первых ступенях бхакти (бхаджана-крия), в то время, когда он поглощен служением Господу, когда его ум утвержден в сознании «я вечный слуга Кришны», незаметно для себя поднимается на уровень освобождения. В это время он соприкасается с внутренней энергией, и материальная энергия теряет власть над ним (ШБ 1.2.15; 1.16.23; 3.25.36).
|
|
Блаженство, испытываемое преданным во взаимоотношениях с Господом, в миллиарды раз превосходит счастье освобождения от страданий. Бхакти - естественная природа души, в то время как природа души, находящейся в брахмаджъоти, остается не реализованной (НПс.41).
Безукоризненно следуя наставлениям освобожденной души, преданный освобождается от ошибок, свойственных обусловленным душам, и в своих действиях поднимается до уровня освобождения. Освобожденные души, чистые преданные Господа, имеют единственную цель в жизни: служить Господу и доставлять Ему удовольствие. Тот, кто привязывается к такой личности и его наставлениям, также обретает отрешенность от всего материального и следует по пути восстановления своих вечных отношений с Господом. Даже неудачи и срывы не дисквалифицируют такого преданного, если он решительно ориентируется лишь на достижение этой цели (ШБ 3.25.20-26; БГ 18.57).
Твердо встать на путь, ведущий к освобождению, могут лишь те, кто обрели высший вкус в общении с садху. Это позволяет им осознать, что истинное удовлетворение, действительно, невозможно найти в материальном. Без этого, человек, получив возможность реализовывать свои материальные желания, вновь с головой ныряет в материальную деятельность и не видит больше необходимости в освобождении (ШБ 3.32.24; ШБ 3.32.16-19; 3.22.36-37; 2.2.31; 2.3.11-12).
Человек, занимаясь практикой преданного служения, очищается и достигает освобождения от материальных концепций жизни, и с этого момента (бхава) вся его жизнь и деятельность проходят на чисто духовном уровне, наполненном экстатическими переживаниями в обмене взаимоотношениями с Господом. На этом уровне, видя все исключительно в связи с Господом, он использует свое тело, ум, речь и всю окружающую его материальную энергию исключительно в служении Господу. Таким образом, даже находясь в самой гуще материальной энергии, он свободен от ее влияния, она не затрагивает его. Он освобожден, даже находясь в материальном теле (дживан-мукта) (ШБ 4.8.61; 1.15.42).
|
|
Раса - это особый «вкус», ощущаемый преданным в личных отношениях с Верховным Господом.
Существует 5 основных видов взаимоотношений, испытываемых преданным | ||||
1. | шанта-раса - | нейтральные взаимоотношения; | ||
2. | дасья-раса - отношения служения; | |||
3. | сакхья-раса - | дружеские отношения; | ||
4. | ватсалья-раса | родительские отношения; | ||
5. | мадхуръя-раса | супружеские отношения | ||
Эти пять видов трансцендентных эмоций являются изначальными а все виды взаимоотношений, проявленных в материальном мире, - их искаженное отражение. В материальном мире эти изначальные духовные расы осквернены представлениями о жизни, как о жизни тела, и поэтому лишены чистоты и бескорыстия. Вступая во взаимоотношения с другими, человек, как правило, преследует личные интересы, ищет удовлетворения своим чувствам. К тому же объектом служения является не Господь Кришна, а временные материальные формы. В настоящих, духовных расах полностью отсутствуют корысть, эгоизм, все эти чувства предназначены лишь для одного: доставить радость Господу.
Помимо этих пяти первичных рас или взаимоотношений, есть еще семь вторичных, которые состоят из смеха, чудесных видений, вступления в рыцарские взаимоотношения, жалости чувства гнева, ощущения ужаса и полного крушения. Пять первичных рас постоянно пребы вают в сердце чистого преданного а семь вторичных - то появляются, то исчезают, чтобы сделать богаче вкус и аромат первичных. Обогатив первичные расы, они исчезают (УГЧ, стр.65-67). Великие преданные видят в Кришне вместилище всех рас, все эти 12 основных видов взаимоотношений присутствуют в Верховном Господе (БГ 11.14).
Каждое живое существо, реализовавшее свои вечные взаимоотношения с Господом, принадлежащие к одной из пяти основных рас, полностью удовлетворено - потому что это его естественное положение. Поэтому не следует пытаться сравнивать эти виды рас с мирских позиций - что лучше, а что хуже. Они просто находятся в разных категориях и не должны быть предметом зависти. Тем не менее, с объективной точки зрения, некоторые из взаимоотношений превосходят другие, потому что они включают в себя все их особенности и также привносят что-то новое.
Шанта-раса включает в себя привязанность к Господу и отрешенность от материи. В дасъя-расе наряду с этим появляется настроение служения. В сакхъя-расе к предыдущим качествам добавляется уверенность, доверительность и дружба, сокровенная близость. Преданный, находящийся в ватсалья-расе, кроме выше перечисленного, чувствует, что Кришна зависит от его заботы о Нем, поэтому действует как защитник и покровитель Кришны. В мадхурья-расе среди всех предыдущих качеств расцветает полная свобода в средствах для удовлетворения Господа и полное предание Ему, когда ничто не ограничивает стремления и возможности служить своему возлюбленному (НС с. 424-425; УГЧ с. 70-71).
Говорить об осознании своей расы, то есть своих изначальных постоянных отношений с Господом, можно лишь после достижения освобождения от материальных концепций жизни.
Таким образом, раса начинает проявляться лишь на стадии бхавы. На ступени асакти человека может привлекать слушание об определенных взаимоотношениях Господа и Его преданных.
Если такое исключительное влечение к слушанию об играх гопи с Кришной, проявляется до достижения ступени асакти, когда человек еще полон анартх и отождествляет себя с телом, когда преданное служение его утомляет или он засыпает на джапе и кришна-катхе, то можно утверждать о проявлении в сознании человека сахаджии. Стремление к мирским наслаждениям, или расам, под вывеской псевдо-трансцендентных взаимоотношений с Кришной - тяжелая анартха, удаление которой чем раньше начать, тем легче справиться. Не искоренив в своем сознании такого дешевого отношения к духовной жизни, преданный рискует на очень долгое время, может быть даже не на одну жизнь, остановиться в своем духовном развитии. Однако, прилагая усилия, чтобы привязаться к Верховной Личности Бога и обрести полную зависимость от Него, оставив свои склонности господствовать и наслаждаться, преданный может заслужить милость Господа, и Господь откроет ему эти сокровенные темы.
Хотя говорится, что отношения ученика и духовного учителя равны отношениям с Господом, из этого не следует делать вывод, что с духовным учителем можно иметь какие-либо другие расы, кроме дасьи - служения. Роль духовного учителя состоит в том, чтобы соединить своего ученика с Кришной. Своими наставлениями духовный учитель расчищает ученику дорогу, ведущую к вечным отношениям с Господом. Поэтому насколько близко к сердцу мы принимаем эти наставления и следуем им, занимая положение слуги (ШБ 3.7.19; 3.32.42), настолько быстро мы продвигаемся по пути к Господу.
Тема. Обобщение по разделу «Самбандха»