Чего достигают живые существа в новом рождении, зависит от их деятельности

Корми, достигающие райских планет, благодаря своему благочестию, но лишенные выс­шего вкуса, опьяняются вкусом райских наслаждений и, вернувшись на Землю, продолжают крутиться в бесконечном колесе самсары. (БГ 8.3, ком.; ШБ 3.32.20-21).

Гъяни и йоги после многих рождений, посвященных аскезам и изучению Вед, достигают слияния с Брахманом. Находясь в брахмаджъоти в течение многих миллионов лет, они все же вновь падают в материальный мир (БГ 4.11, ком.; 8.24; ШБ 3.27.28-29).

Участь грешников (викарми) - адские планеты и низшие формы жизни (ШБ 3.30.19; 3.30.34).

Преданный, не достигший совершенства в духовной жизни (бхавы, премы), рождается в условиях, где он либо с раннего детства будет продолжать свое духовное развитие в семье преданных, либо будет свободен от борьбы за существование, родившись в обеспеченной се­мье. Вкус чистого преданного служения не позволит ему попасть в иллюзию материального удовлетворения, даже, если преданный получит возможность удовлетворить свои материаль­ные желания на райских планетах (БГ 6.40-45; 8.27; ШБ 1.2.29; 1.5.19).

Тема. Освобождение

Освобождение - это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие мате­риальные тела (ШБ 2.10.6).

Живое существо, достигает освобождения тогда, когда оно отказывается от восприятия мира, основанного на ложном эго: «я наслаждаюсь; я контролирую; я действую; я тело; все, что связано с моим телом, принадлежит мне». Душа, избавившаяся от ложного эго и осознавшая верховное положение Личности Бога и свое подчиненное положение слуги по отношению к Нему, которое ей присуще, освобождается из рабства материальной энергии и достигает трансцендентного положения (ШБ 3.27.13; 3.27.29; БГ 7.5, ком.).

Существует 5 видов освобождения: (ШБ 3.29.13).

1. саюджья - растворение в сиянии Господа (или в Его теле)

2. салокья - возможность жить на одной планете с Господом

3. сарупья - получение духовного тела, подобного телу Господа

4. саршти - обретение тех же богатств, которыми владеет Господь.

5. самипья - обретение, личного общения с Господом.

Из пяти видов освобождения саюджья, или слияние со Всевышним, является неприемле­мым для преданных. Преданные Господа никогда не согласятся раствориться в брахмаджъ-оти, потому что это лишает их возможности лично общаться с Кришной и доставлять Ему удовольствие своим служением. Четыре остальных вида относятся к освобождению на пла­нетах Вайкунтхи, которого автоматически достигают преданные, следуя по пути регулируе­мого преданного служения - ваидхи-бхакти. Хотя эти виды освобождения не противоречат принципам чистого преданного служения, великие преданные в цепи ученической преемст­венности, идущей от Господа Чайтаньи, отвергают их, предпочитая совершать преданное служение, следуя по стопам вечных спутников Кришны во Вриндаване.

Религиозная деятельность (дхарма) ради экономического процветания (артха), не­обходимого для обеспечения неограниченного удовлетворения чувств (кама) - вот 3 цели материалистов. Но поскольку сам материальный мир, будучи обителью страданий - «дукхалаям», не устроен для получения в нем удовлетворения, то после многих и многих по­пыток обрести его, обусловленная душа разочаровывается в них и начинает искать освобо­ждение от тех бесчисленных страданий (мокша), которые несет этот мир. Таким образом, разочарование является для души толчком к поиску пути освобождения.

Когда попытки живого существа наслаждаться в материальном мире терпят крах, оно, разочарованное, отрекается от мира и ищет освобождения от его влияния. При этом само желание наслаждаться независимо от Бога не исчезает, а просто становится со знаком «ми­нус», то есть переходит в желание освободиться от страданий. У дживы появляется желание стать более могущественной, чем обыкновенное живое существо. При этом джива не склон­на принимать верховное положение Бога. Обозленная, она не желает признавать Его суще-

ствование и подчиняться Его воле, а упрямо ищет способ освободиться от тех ограничений, которые мешают ей наслаждаться и обрести положение высшей власти. Это высшее прояв­ление зависти. Такая душа (майявади) не может обрести даже саюджъя-мукти.

Одни йоги (брахмавади) стремятся раствориться в безличном сиянии - брахмаджъоти, в то время, как другие (маявади) медитируют на себя самого как на Сверхдушу. Последнее яв­ляется самым отвратительным из оскорблений Господа и обрекает такого «йога» на адские условия существования.

Желание стать «мамой Яшодой», «Нандой Махараджей» или «Шримати Радхарани» вме­сто того, чтобы быть слугой слуги слуги их слуг относится к той же категории.

Если майявади удастся освободиться от ложного эго (что возможно благодаря хотя бы тени преданности), он может войти в Брахман (саюджъя-мукти). Однако это положение не­устойчиво. Из-за нереализованной склонности действовать и потребности во взаимообмене любовью с Господом, она вновь падает в материальный мир. То есть, ее освобождение мнимое, неполное (ШБ 2.2.31; 3.27.20; 3.25.41).

Вимукта-манинах - считать себя освобожденным. Это относится к представлению о себе имперсоналистов. Они считают, что, просто отрекшись от деятельности и взаимоотноше­ний, и, подавив в себе все желания, погрузившись умом в процесс отделения Брахмана от того, что им не является, они обретают освобождение. Говорится что такие люди, независи­мо от того, насколько развит их разум, не смогли очистить его от материальной скверны (ШБ 3.27.20. ком.).

Имперсоналисты под освобождением понимают освобождение от страданий и беспо­койств материального существования, что достижимо даже при осознании безличного Брах­мана, самого первого аспекта Абсолюта.

Разница между преданным и имперсоналистом заключается в том, что имперсоналист пытается слиться со Всевышним для того, чтобы беспрепятственно наслаждаться, тогда как преданный отвергает саму мысль о наслаждении и занимается трансцендентным любовным служением Господу (ШБ 3.27.24).

Для преданного, имеющего всепоглощающую привязанность к Господу (асакти), обре­тение милости Господа, экстатической любви к Нему (бхавы) является горячо желанным. В то время, как сопутствующее ей освобождение даже не замечается им. Более того, предан­ный согласен добровольно страдать, если это принесет радость Господу. И даже преданный, находящийся на первых ступенях бхакти (бхаджана-крия), в то время, когда он поглощен служением Господу, когда его ум утвержден в сознании «я вечный слуга Кришны», незамет­но для себя поднимается на уровень освобождения. В это время он соприкасается с внут­ренней энергией, и материальная энергия теряет власть над ним (ШБ 1.2.15; 1.16.23; 3.25.36).

Блаженство, испытываемое преданным во взаимоотношениях с Господом, в миллиарды раз превосходит счастье освобождения от страданий. Бхакти - естественная природа души, в то время как природа души, находящейся в брахмаджъоти, остается не реализованной (НПс.41).

Безукоризненно следуя наставлениям освобожденной души, преданный освобождается от ошибок, свойственных обусловленным душам, и в своих действиях поднимается до уров­ня освобождения. Освобожденные души, чистые преданные Господа, имеют единственную цель в жизни: служить Господу и доставлять Ему удовольствие. Тот, кто привязывается к такой личности и его наставлениям, также обретает отрешенность от всего материального и следует по пути восстановления своих вечных отношений с Господом. Даже неудачи и сры­вы не дисквалифицируют такого преданного, если он решительно ориентируется лишь на достижение этой цели (ШБ 3.25.20-26; БГ 18.57).

Твердо встать на путь, ведущий к освобождению, могут лишь те, кто обрели высший вкус в общении с садху. Это позволяет им осознать, что истинное удовлетворение, действи­тельно, невозможно найти в материальном. Без этого, человек, получив возможность реализовывать свои материальные желания, вновь с головой ныряет в материальную деятель­ность и не видит больше необходимости в освобождении (ШБ 3.32.24; ШБ 3.32.16-19; 3.22.36-37; 2.2.31; 2.3.11-12).

Человек, занимаясь практикой преданного служения, очищается и достигает освобожде­ния от материальных концепций жизни, и с этого момента (бхава) вся его жизнь и деятель­ность проходят на чисто духовном уровне, наполненном экстатическими переживаниями в обмене взаимоотношениями с Господом. На этом уровне, видя все исключительно в связи с Господом, он использует свое тело, ум, речь и всю окружающую его материальную энергию исключительно в служении Господу. Таким образом, даже находясь в самой гуще матери­альной энергии, он свободен от ее влияния, она не затрагивает его. Он освобожден, даже на­ходясь в материальном теле (дживан-мукта) (ШБ 4.8.61; 1.15.42).

Раса - это особый «вкус», ощущаемый преданным в личных отношениях с Верховным Господом.

Существует 5 основных видов взаимоотношений, испытываемых преданным  
1. шанта-раса - нейтральные взаимоотношения;  
2. дасья-раса - отношения служения;  
3. сакхья-раса - дружеские отношения;  
4. ватсалья-раса родительские отношения;  
5. мадхуръя-раса супружеские отношения  
         

Эти пять видов трансцендентных эмоций являются изначальными а все виды взаимоот­ношений, проявленных в материальном мире, - их искаженное отражение. В материальном мире эти изначальные духовные расы осквернены представлениями о жизни, как о жизни тела, и поэтому лишены чистоты и бескорыстия. Вступая во взаимоотношения с другими, человек, как правило, преследует личные интересы, ищет удовлетворения своим чувствам. К тому же объектом служения является не Господь Кришна, а временные материальные фор­мы. В настоящих, духовных расах полностью отсутствуют корысть, эгоизм, все эти чувства предназначены лишь для одного: доставить радость Господу.

Помимо этих пяти первичных рас или взаимоотношений, есть еще семь вторичных, кото­рые состоят из смеха, чудесных видений, вступления в рыцарские взаимоотношения, жалости чувства гнева, ощущения ужаса и полного крушения. Пять первичных рас постоянно пребы вают в сердце чистого преданного а семь вторичных - то появляются, то исчезают, чтобы сде­лать богаче вкус и аромат первичных. Обогатив первичные расы, они исчезают (УГЧ, стр.65-67). Великие преданные видят в Кришне вместилище всех рас, все эти 12 основных видов взаимоотношений присутствуют в Верховном Господе (БГ 11.14).

Каждое живое существо, реализовавшее свои вечные взаимоотношения с Господом, при­надлежащие к одной из пяти основных рас, полностью удовлетворено - потому что это его ес­тественное положение. Поэтому не следует пытаться сравнивать эти виды рас с мирских пози­ций - что лучше, а что хуже. Они просто находятся в разных категориях и не должны быть предметом зависти. Тем не менее, с объективной точки зрения, некоторые из взаимоотноше­ний превосходят другие, потому что они включают в себя все их особенности и также привно­сят что-то новое.

Шанта-раса включает в себя привязанность к Господу и отрешенность от материи. В дасъя-расе наряду с этим появляется настроение служения. В сакхъя-расе к предыдущим каче­ствам добавляется уверенность, доверительность и дружба, сокровенная близость. Предан­ный, находящийся в ватсалья-расе, кроме выше перечисленного, чувствует, что Кришна за­висит от его заботы о Нем, поэтому действует как защитник и покровитель Кришны. В мадхурья-расе среди всех предыдущих качеств расцветает полная свобода в средствах для удов­летворения Господа и полное предание Ему, когда ничто не ограничивает стремления и воз­можности служить своему возлюбленному (НС с. 424-425; УГЧ с. 70-71).

Говорить об осознании своей расы, то есть своих изначальных постоянных отношений с Господом, можно лишь после достижения освобождения от материальных концепций жизни.

Таким образом, раса начинает проявляться лишь на стадии бхавы. На ступени асакти че­ловека может привлекать слушание об определенных взаимоотношениях Господа и Его пре­данных.

Если такое исключительное влечение к слушанию об играх гопи с Кришной, проявляет­ся до достижения ступени асакти, когда человек еще полон анартх и отождествляет себя с телом, когда преданное служение его утомляет или он засыпает на джапе и кришна-катхе, то можно утверждать о проявлении в сознании человека сахаджии. Стремление к мирским наслаждениям, или расам, под вывеской псевдо-трансцендентных взаимоотношений с Кришной - тяжелая анартха, удаление которой чем раньше начать, тем легче справиться. Не искоренив в своем сознании такого дешевого отношения к духовной жизни, преданный рис­кует на очень долгое время, может быть даже не на одну жизнь, остановиться в своем ду­ховном развитии. Однако, прилагая усилия, чтобы привязаться к Верховной Личности Бога и обрести полную зависимость от Него, оставив свои склонности господствовать и наслаж­даться, преданный может заслужить милость Господа, и Господь откроет ему эти сокровен­ные темы.

Хотя говорится, что отношения ученика и духовного учителя равны отношениям с Госпо­дом, из этого не следует делать вывод, что с духовным учителем можно иметь какие-либо другие расы, кроме дасьи - служения. Роль духовного учителя состоит в том, чтобы соеди­нить своего ученика с Кришной. Своими наставлениями духовный учитель расчищает уче­нику дорогу, ведущую к вечным отношениям с Господом. Поэтому насколько близко к серд­цу мы принимаем эти наставления и следуем им, занимая положение слуги (ШБ 3.7.19; 3.32.42), настолько быстро мы продвигаемся по пути к Господу.

Тема. Обобщение по разделу «Самбандха»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: