Схема взаимосвязи между различными

составляющими самбандха-таттвы

 
 


Самбандха означает «взаимоотношения» (ШБ 3.7.15). Таким образом, самбандху вайш-навов можно раскрыть единым словом - «бхагаван». Из этого вытекает подчиненное поло­жение и пракрити, и дживы. При этом материальная энергия {пракрити) связана с ишварой посредством времени (кала), а джива посредством бхакти, которая в обусловленном со­стоянии представляется утерянной. В этом случае джива имеет связь с Господом через лож­ное отождествление себя с материальной энергией. И эта вечная связь остается благодаря карме - независимой деятельности живого существа и ее последствий.

Для майявади самбанха заключается в осознании Брахмана и таким образом, ее можно выразить одним словом «брахман». Все остальные понятия для майявади отсутствуют, по­скольку и джива, и пракрити существуют только в воображении обусловленного кусочка брахмана. Схема самбандха-гьяна будет выглядеть так:

 
 


У сахаджиев очень сближены Бог и Его энергии, то есть ишвара и пракрити, что позво­ляет им относиться к своим эмоциям, событиям и т.д., как к проявлению внутренней энер­гии, бхакти. Не принимая во внимание свои материальные желания и греховные действия, они вычеркивают карму из этой схемы (БГ 18.58).

 
 


Корми отвергают ишвару и, соответственно, связи ишвары с энергией: дживой и пракрити. Для них реально существует личность (джива) и материальная энергия (пракри­ти). Карми (не викарми) признают существование кармы. Таким образом, схема будет вы­глядеть так:

 
 


Неполное знание самбандха-таттвы для начинающего преданного приводит к одному из этих 3-х отклонений. Отделив от себя Бога настолько, что преданный не считает Его су­ществование очень важным для себя («Он далеко, видимо, занят своими играми, и вообще Ему нет дела до этого мира»), он теряет бхакти и становится на путь кармы. Когда предан­ный не видит различия между чистым и грязным, духовным и материальным, он также не ощущает необходимости в очищении себя от материальных желаний и последствий прошлой деятельности, и относится к бхакти, как к чему-то очень дешевому и легкодоступному, ста­новясь сахаджием. А, отвергая необходимость полагаться на милость Господа в своих уси­лиях, и, веря только в свои аскезы, таким образом, перечеркивая основополагающий в бхак­ти факт существования Личности Бога (с качествами, желаниями и т.д.) преданный скаты­вается к имперсонализму (гьяне).

Не установив в своем сознании ишвару, дживу и пракрити на правильных позициях, не получив правильного представления о связях между ними, человек не сможет правильно ус­тановить ни цель, ни путь (процесс), по которому к ней можно прийти. Таким образом, ис­каженная самбандха однозначно исказит и прайоджану, и абхидхею. Настолько важно, по­этому, в начале духовной жизни правильно установить самбандха-таттву, чтобы через 10-15-30 лет не сказать: «А процесс-то не работает». Такой вывод лишь говорит о том, что мы не тому процессу следовали и не на те взаимоотношения опирались. Таким образом, пра­вильное понимание самбандхи поможет сэкономить годы и десятки лет на пути очищения и духовной практики.

Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ – АБХИДХЕЯ

Тема. Девять методов бхакти

Ачарьи выделили 9 основных видов (методов, способов) практики преданного служения (в скобках указаны классические примеры преданных, достигших совершенства, следуя этому методу):

1. шраванам - слушание славы Господа (Его имен, игр и т.д.)

(Махараджа Парикшит);

2. киртанам - воспевание славы Господа (Шукадева Госвами);

3. смаранам - памятование (Прахлада Махарадж);

4. пада-севанам - служение лотосным стопам Господа (Лакшми деви);

5. арчанам - поклонение Божеству (Притху Махарадж);

6. ванданам - вознесение молитв и принесение поклонов (Акрура);

7. дасьям - отношение к Господу в сознании и роли слуги (Хануман);

8. сакхъям - служение Господу в роли друга (Арджуна);

9. атма-ниведанам - полное предание себя Господу (Бали Махарадж).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: