составляющими самбандха-таттвы
Самбандха означает «взаимоотношения» (ШБ 3.7.15). Таким образом, самбандху вайш-навов можно раскрыть единым словом - «бхагаван». Из этого вытекает подчиненное положение и пракрити, и дживы. При этом материальная энергия {пракрити) связана с ишварой посредством времени (кала), а джива посредством бхакти, которая в обусловленном состоянии представляется утерянной. В этом случае джива имеет связь с Господом через ложное отождествление себя с материальной энергией. И эта вечная связь остается благодаря карме - независимой деятельности живого существа и ее последствий.
Для майявади самбанха заключается в осознании Брахмана и таким образом, ее можно выразить одним словом «брахман». Все остальные понятия для майявади отсутствуют, поскольку и джива, и пракрити существуют только в воображении обусловленного кусочка брахмана. Схема самбандха-гьяна будет выглядеть так:
У сахаджиев очень сближены Бог и Его энергии, то есть ишвара и пракрити, что позволяет им относиться к своим эмоциям, событиям и т.д., как к проявлению внутренней энергии, бхакти. Не принимая во внимание свои материальные желания и греховные действия, они вычеркивают карму из этой схемы (БГ 18.58).
|
|
Корми отвергают ишвару и, соответственно, связи ишвары с энергией: дживой и пракрити. Для них реально существует личность (джива) и материальная энергия (пракрити). Карми (не викарми) признают существование кармы. Таким образом, схема будет выглядеть так:
Неполное знание самбандха-таттвы для начинающего преданного приводит к одному из этих 3-х отклонений. Отделив от себя Бога настолько, что преданный не считает Его существование очень важным для себя («Он далеко, видимо, занят своими играми, и вообще Ему нет дела до этого мира»), он теряет бхакти и становится на путь кармы. Когда преданный не видит различия между чистым и грязным, духовным и материальным, он также не ощущает необходимости в очищении себя от материальных желаний и последствий прошлой деятельности, и относится к бхакти, как к чему-то очень дешевому и легкодоступному, становясь сахаджием. А, отвергая необходимость полагаться на милость Господа в своих усилиях, и, веря только в свои аскезы, таким образом, перечеркивая основополагающий в бхакти факт существования Личности Бога (с качествами, желаниями и т.д.) преданный скатывается к имперсонализму (гьяне).
Не установив в своем сознании ишвару, дживу и пракрити на правильных позициях, не получив правильного представления о связях между ними, человек не сможет правильно установить ни цель, ни путь (процесс), по которому к ней можно прийти. Таким образом, искаженная самбандха однозначно исказит и прайоджану, и абхидхею. Настолько важно, поэтому, в начале духовной жизни правильно установить самбандха-таттву, чтобы через 10-15-30 лет не сказать: «А процесс-то не работает». Такой вывод лишь говорит о том, что мы не тому процессу следовали и не на те взаимоотношения опирались. Таким образом, правильное понимание самбандхи поможет сэкономить годы и десятки лет на пути очищения и духовной практики.
|
|
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ – АБХИДХЕЯ
Тема. Девять методов бхакти
Ачарьи выделили 9 основных видов (методов, способов) практики преданного служения (в скобках указаны классические примеры преданных, достигших совершенства, следуя этому методу):
1. шраванам - слушание славы Господа (Его имен, игр и т.д.)
(Махараджа Парикшит);
2. киртанам - воспевание славы Господа (Шукадева Госвами);
3. смаранам - памятование (Прахлада Махарадж);
4. пада-севанам - служение лотосным стопам Господа (Лакшми деви);
5. арчанам - поклонение Божеству (Притху Махарадж);
6. ванданам - вознесение молитв и принесение поклонов (Акрура);
7. дасьям - отношение к Господу в сознании и роли слуги (Хануман);
8. сакхъям - служение Господу в роли друга (Арджуна);
9. атма-ниведанам - полное предание себя Господу (Бали Махарадж).