Всем этим методам одновременно следовал Амбариша Махарадж

(БГ 6.18; УГЧ с. 309-310; 63-64; НП с. 153-154; ШИ - 17; НН с.31).

Слушание является началом всякого преданного служения. Сначала мы слушаем о Гос­поде. Слушание славы имен, качеств, игр Господа меняет сердце человека, наполняя его эмоциями по отношению к Господу и, разжигая желание служить Ему, освобождая от со­мнений (БГ 6.35). Не услышав о Господе, не оценив Его трансцендентных качеств и игр, не восхитившись ими, нечем будет наполнить всю другую деятельность: воспевание, покло­нение и т.д. Без слушания всегда остается большой риск свести свое преданное служение к кармической благочестивой деятельности. Кроме того, в век Кали, слушание и воспевание Имен Господа благословлены как основной путь достижения совершенства. Без слушания и повторения невозможно развить памятование, а, не помня о Господе, возможно ли служе­ние Его лотосным стопам, Его преданным («Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады», Сатсварупа дас Госвами с. 78; 54-58; ШБ 2.6.46; 1.2.14; 1.2.17-18; 1.5.26-28; 1.7.7; 2.3.12; 2.2.36; НП с. 104-132).

Последние 3 метода - дасьям, сакхьям, атма-ниведанам - может практиковать пре­данный, спонтанно привлекающийся к Господу, то есть находящийся на уровне рагануга-бхакти (ручи, асакти). Начинающий преданный следует этим методам обычно в духе ими­тации (НП с. 126-131).

В качестве дополнительного, углубленного изучения можно прочитать книги: «Ванданам. Руководство по молитве в сознании Кришны», Сатсварупа дас Госвами. М.: «Гауранга», 2001. «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады», Сатсварупа дас Госвами (с. 62-66); ШБ 7.1; 7.5.23-24.

Тема: Шесть аспектов принятия Прибежища Господа. Шаранагати.

Шаранагати - путь предания. (Шарана - предание, гати - путь, процесс) (ШБ 4.8.68). Шаранагати - путь безусловного предания себя Господу - включает 6 аспектов

(БГ 18.66 ком.; УГЧс.149).

1. Принятие всего благоприятного для преданного служения.

2. Отвержение всего неблагоприятного для преданного служения

3. Убежденность в том, что Кришна всегда защитит.

4. Принятие Кришны своим единственным Господином и покровителем.

5. Отсутствие желаний, отличных от желаний Господа.

6. Смирение.

Обусловленная душа пытается имитировать эти качества предания себя Господу. Факт предания себя должен присутствовать как на начальных ступенях развития бхакти (шраддха - ништха), так и на высших (ручи, асакти, бхава, према), различаются лишь глубина осозна­ния этого процесса и, соответственно, качеств, проявляемых предавшейся душой. Бхактиви-нода Тхакур рассматривает высокий уровень предания, поэтому он начинает со смирения, осознания никчемности своих прежних помыслов, стремлений, действий. Таким смирением обладает преданный на уровне ншитхи. И дальнейший процесс описывается в обратном по отношению к описанному выше порядке, заканчиваясь принятием всего благоприятного и отвержением неблагоприятного в чистой любви к Богу («Шаранагати» Бхактивинода Тхакур. Изд-во «Философская книга». 2001, стр. 4-21; БГ 6.10).

Начальные шаги предания себя Господу проявляются в том, что человек начинает ори­ентироваться в своей практике на вещи, благоприятные для развития бхакти, и избегать то­го, что разрушает бхакти. Такая ориентация поднимает преданного до гулы благости, ста­бильности. На этом уровне он обретает знание самбандхи, то есть понимания положения Господа и своего. Он видит, что Господь его защищает и поддерживает и потому он больше не ищет чей-либо еще защиты и покровительства. Осознавая истинную природу своих взаи­моотношений с Господом, он отказывается от какой-либо независимости от воли Господа, и действует только Ему в угоду. Вкус преданности, просыпающийся в сердце, делает человека смиренным. Он сокрушается о потерянном времени, о своей греховной жизни, наполненной иллюзорными стремлениями и представлениями. С этого момента его путь предания уже опирается на спонтанное привлечение к Господу (БГ18.66; НП с.129-131; с. 110-113).

Когда нет этого стремления к безоговорочному преданию, человек может свои корыст­ные устремления облекать в форму качеств шаранагати. Апатия и безволие - выдаются за отсутствие других желаний помимо желаний Кришны, а безответственность или, наоборот, самоуверенность и наглость выдаются за уверенность в покровительстве Кришны и Его за­щите, за зависимость от Кришны. Нетерпимость, поиск недостатков в других, зависть будут выдаваться за принятие благоприятного и отвержение неблагоприятного, а под смирением будут скрываться малодушие, нерешительность и разочарованность, вызванные неудачами и обидами. Культивирование таких качеств под маской преданности приведет лишь к усиле-

нию материализма или имперсонализма («Шаранагати», с.26-109; «Апасампрадаи...» с. 8-11; IV-X; 17-33).

Также материал на тему предания и искажения его сути можно найти в журнале «Вайшнавизм: открытый форум» № 1-3.

Тема: Шесть пороков, разрушающих бхакти

Рупа Госвами в «Нектаре наставлений» выделил 6 видов деятель­ности, разрушающих бхакти (НН-2т; ШБ 4.26.13):

1) атъяхара - есть слишком много, и накапливать больше, чем необходимо вещей

и денег;

2) праяса - прилагать чрезмерные усилия ради трудно достижимых мирских целей;

3) праджалпа - без особой необходимости вести пустые разговоры на мирские темы;

4) ниямаграха - следовать правилам и предписаниям шастр просто ради следования

им, а не ради духовного прогресса, или отвергать эти правила и предписа­ния, действуя по

своей прихоти;

5) джана-санга - общаться с людьми мирского склада ума, которых не интересует

сознание Кришны;

6) лаулйам - жадно стремиться к мирским достижениям.

Склонность живого существа считать смыслом своего существования удовлетворение собственных чувств помещает такое живое существо под влияние материальной энергии. Бхакти чужда материальной энергии, поэтому выбор дживой удовлетворения своих чувств, а не чувств Кришны, приводит ее к потере бхакти. Этот выбор проявляется в виде 6 форм деятельности (НН с. 19-20; ШБ 4.26.13).

Праяса - это чрезмерные усилия для достижения мирских целей, то есть для удовле­творения эгоизма, либо узкого, либо расширенного - в форме альтруизма, филантропии, на­ционализма и т.д. Усилия, совершаемые в сознании Кришны, ради удовлетворения Господа и вайшнавов, никогда не являются праясой. Однако эти усилия должны соответствовать нашей способности помнить о предназначении этих усилий и о связи вайшнавов с Кришной. В про­тивном случае, начав совершать свои усилия из лучших побуждений, позже мы можем со­скользнуть в своем сознании на устремленность к внешним результатам деятельности и ока­жемся весьма разочарованными. Поэтому так необходим баланс между практической дея­тельностью и слушанием о Господе в обществе преданных (БГ 12.15-16 ком.; ШБ 4.26.13).

Атъяхара, как гонка за мирскими вкусами, заслоняет собой высший вкус служения Господу; праяса, как усилия, не связанные с зависимостью от милости Господа, укрепляет эгоизм, ложное эго и представление о себе как о действующем; праджалпа уводит ум от Кришны, погружая его в мир материи, иллюзии, нереальности; ниямаграха, как непонима­ние цели и смысла следования правилам и предписаниям, создает застой, торможение в развитии преданности; джана-санга укрепляет вкус материальных отношений, матери-

ального этикета, подавляя вкус к общению с преданными; лаулйам толкает к атьяхаре,

праясе и т.д. (ШБ 2.8.21; НН-2т; БГ 10.4-5 ком. 12.13-19; ШБ 4.26.13).

Тема: Шесть качеств, благоприятных для


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: