1. Пранипат - предаться гуру (смиренно склониться) (ЧЧ, Ади 17.257; ШБ 4.31.28);
2. парипрашна - вопрошать его (смиренно, с желанием принять наставления, какими бы они ни были, конечно, если они не противоречат шастрам и садху) (ЧЧ, Ади 1.56);
3. сева - служить, воплощая в жизнь наставления своего гуру, участвуя в миссии духовного учителя, а также служа лично его телу, его нуждам (следует искать такое личное служение, пока гуру присутствует в теле) (БГ 4.34; ШБ 1.19.31; 2.8.7; 4.22.22; 2.1.10; 3.22.6; 6.1.16; УГЧ, стр. 82-84).
Две формы служения (сева) гуру. (ШБ 4.28-51; 47)
Вапу - личное служение телу и нуждам гуру, но более расширенное понимание - это личное общение (с должной квалификацией у ученика) с гуру, в том числе получение наставлений на лекциях, встречах и т.д.
Вани - исполнение полученных наставлений, а также внутреннего, глубинного желания гуру, т.е. его миссии.
В отсутствие вапу, вани столь же сокровенно и личностно, т.к. духовный учитель проявляет себя в своих наставлениях, это его форма вани.
Гуру-ништха - твердая вера и преданность духовному учителю. Ученик принимает гуру для того, чтобы он научил его, как служить Кришне. Поэтому достичь успеха в осознании Кришны можно, только имея как твердую веру в Кришну, так и в наставления духовного учителя, в преданное служение (ШБ 7.7.17; 4.8.71). Такая твердая вера {гуру-ништха) основывается на подлинной любви и доверии к духовному учителю, подкрепленными духовной реализацией. Она развивается и укрепляется в процессе служения духовному учителю {вапу и вани) (ШБ 4.28.51). И начало этого процесса: смирение, то есть следует считать себя последним глупцом перед духовным учителем (ШБ 4.13.24).
|
|
В соответствии с конституцией ИСККОН существуют определенные правила получения прибежища и посвящения у гуру.
После того, как преданный повторяет 16 кругов маха-мантры и следует 4-м регулирующим принципам без срывов в течение, по меньшей мере, полугода, он может принять прибежище у одного из духовных учителей ИСККОН. Для этого он должен сдать небольшой официальный экзамен (тест) президенту ближайшего центра ИСККОН или уполномоченному на это преданному. Получив рекомендацию (письменно) у лидеров храма и куратора, следует попросить разрешения поклоняться данному духовному учителю и повторять его пранаму-мантру. Иногда духовные учителя сами дают такое разрешение, а иногда, некоторые из учителей, уполномочивают президентов храмов и старших учеников давать подобные разрешения. Если Вы получили такое разрешение от его представителя, следует при первой же возможности увидеться с духовным учителем и сообщить ему, что Вы начали повторять его пранама-мантру с разрешения уполномоченного им представителя, и попросить о духовном прибежище.
|
|
Также существует период взаимной проверки между духовным учителем и кандидатом в ученики, который, согласно официальным правилам ИСККОН, длится как минимум один год. Гуру дает наставления ученику и смотрит, насколько он серьезен и склонен принимать его наставления и следовать им, готов ли он получить посвящение и исполнять свои обеты (ШБ 4.8.30,32; УГК, стр. 258-263). Кандидат в ученики должен служить и следовать наставлениям духовного учителя, как если бы он уже был инициированным преданным. Он должен убедиться в том, что следование наставлениям данной личности действительно является для него главным стимулом в духовной жизни, что пример именно этого духовного учителя проявляет для него качества чистого преданного и образец для следования по стопам.
В течение этого времени кандидат в ученики может изменить свое решение и попросить стать своим духовным учителем другого преданного. Но для этого, в соответствии с вайшнавским этикетом, он должен сначала попросить разрешение на этот шаг у преданного, которого он вначале принял своим гуру. После этого он должен получить рекомендацию у куратора и руководителя храма, а затем попросить разрешение у другого преданного, которого он решил принять, как гуру поклоняться ему и читать его пранама-мантру. Однако, после инициации желание сменить гуру является оскорбительным, это не приведет ни к чему, кроме как к разрушению духовной жизни ученика.
Гуру берет на себя большую ответственность перед Кришной за возвращение ученика к Его лотосным стопам. Но успех этого будет зависеть от ученика, от его желания добровольно идти за духовным учителем через все трудности и испытания, руководствуясь твердой верой в него и его наставления (ЧЧ, Ади 1.60; ИВН, стр. 633;ШБ 4.8.71; УГК, стр. 272-275). Не следует думать, что гуру притащит ученика к Кришне на аркане. Поэтому ученик должен ак-
тивно занимать в следовании за гуру все свои чувства, ум, разум и душу. Он должен идти, осмысливая наставления духовного учителя, приходя к пониманию, в чем их цель и назначение. Возвращение к Богу - это не механический процесс, это обоюдная ответственность друг перед другом (и Кришной) гуру и ученика (ШБ 2.3.20; 7.7.47; 1.15.50). Инициация - это подписание такого договора в присутствии Кришны.
Тема: Этикет взаимоотношений с духовным