Раздел 8 этикет взаимоотношений

Тема. Три уровня преданных

Чистый преданный - это тот, кто считает целью своей жизни обретение любви к Богу и держит в приоритете эту цель перед всеми другими желаниями и стремлениями.

Таким образом, чистые преданные делятся на 3 уровня (УГЧ, стр. 144-145; УГК, стр. 321-324;

ШБ 1.12.17):

/. каништха-адхикари - начинающий преданный. Этот уровень начинается со ступени шраддха и продолжается до ступени анартха-нивритти, когда преданный становится способным видеть препятствия, скрывающие от него чистую бхакти, и совершать созна­тельные усилия, чтобы отказаться от этих неблагоприятный вещей, увеличивая свою веру в гуру, шастры и садху.

2. мадхьяма-адхикари - преданный промежуточного уровня. Способность различать и соз­нательно прилагать усилия {анартха-нивритти) указывает на то, что преданный достиг этого уровня. Ступень асакти - последняя, когда можно еще говорить об уровне мадхья­ма-адхикари.

3. уттама-адхикари - преданный, находящийся на высочайшем уровне преданного служе­ния. Это освобожденный преданный, находящийся на ступенях бхава- и према-бхакти.

Есть много критериев, по которьм различаются эти 3 уровня преданных (9 из них упоми­наются в «Руководстве по «Нектару наставлений», т.5). Наиболее важными из них принимаются глубина их веры, знания священных писаний, а также способность правильно строить взаи­моотношения с разными уровнями преданных и другими живыми существами (ИВН, стр. 664).

Шрила Прабхупада не рекомендует преданным оставаться на уровне каништха-адхикари. Имея неустойчивую веру и плохое знание шастр, преданный может легко подпасть под не­благоприятное влияние, совершить оскорбление и оставить путь бхакти. Чтобы утвердиться в духовной практике, ему необходимо развить способность различать (благоприятное и не­благоприятное, чистое и грязное, истинное и ложное и т.д.) и обрести устойчивую веру в то, что, просто занимаясь преданным служением, можно достичь высшего совершенства (НН, т.5).

Согласно шастрам, со всех 3-х уровней можно упасть, поэтому всегда нужна осторож­ность в материальном мире, где опасности подстерегают человека на каждом шагу. Каништ­ха-адхикари может упасть со своего уровня из-за нарушения принципа ахимса (ненасилие), мадхьяма-адхикари нарушает этот принцип, если не проповедует. Уттама-адхикари может упасть со своего уровня из-за совершения вжшнава-апарадхи или, благодаря появлению у него ложных отождествлений, таких как: «Этот проект зависит от меня», «Я контролирую этого ученика», «Эти люди зависят от меня», «Благосостояние этого храма зависит от моего присутствия» и т.д.

  каништха мадхьяма уттама
уровень низший средний высший
вера1 Слабая Твердая Глубокая
Знание2 шастр Не знает, систематиче­ски не изучает Не знает в совершенстве, систематически изучает Совершенное
строит взаимоот­ношения с другими Не способен различать преданных и непре­данных, уровни пре­данных; считает себя самым возвышенным преданным после сво­его гуру. Способен различать уровни преданных по отношению к себе и строить в соответст­вии с этим взаимоотношения с ними. Сознательно спосо­бен строить взаимоотноше­ния: с Богом - проявляет любовь, с преданными - дружит, к невинным - проявляет ми­лость, завистливых людей избегает. Не способен делить на категории вайшнавов и различных живых су­ществ, «все - вайшнавы, кроме меня». Все связы­вает с Господом. Его сердце полностью сво­бодно от желания крити­ковать других.
уровень воспева­ния свя­того име­ни Нама-апарадха -старается повторять маха-мантру Нама-абхаса — очиститель­ный, есть вкус к повторению Шуддха-нама - чистое святое имя

Тема: Служение преданным (Вайшнавская дружба)

Если у вайшнава есть вера в Кришну и в преданное служение, то он будет находиться в настроении служения по отношению к другим вайшнавам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: