Чистый преданный естественным образом обладает 26 прекрасными качествами

Они развиваются в нем просто благодаря преданному служению Господу. В преданном, дос­тигшем совершенства - чистой према-бхакти, эти качества проявляются в полной мере.

1. Преданный милостив (крипалу)

«Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только людям, но и жи­вотным. Сарва-дехинам означает - «все живые существа, воплотившиеся в материальном

мире». Материальным телом обладают не только люди, но и другие живые существа. Пре­данный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена» (ШБ, 3.25.21, ком.).

2. Преданный смиренен (аманитвам)

Смирение означает, что человек не должен стремиться получать удовлетворение, прини­мая почтение от других. Смирение - это не внешнее качество. Оно является глубоким, ис­кренним и естественным и приходит тогда, когда обусловленная душа видит свою неудачу и искренне обращается к Кришне, прося простить ее и занять в преданном служении.

«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно» («Шри Шикшаштака», стих 3).

3. Преданный правдив (сатья-сара)

Правдивость ученика заключается в следовании своему обещанию избегать греховных действий и в ежедневном повторении 16 кругов джапы на четках. Также преданный не должен заниматься незаконной деятельностью. Однако, прежде всего он должен быть прав­див в высшем смысле, действуя не ради самого себя, но ради служения Кришне.

4. Преданный равно относится ко всем (сама)

Преданный видит индивидуальную и Высшую душу в сердце каждого живого существа. Он относится к живому существу в соответствии с положением, которое оно занимает в этом мире; а также таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать его духов­ному продвижению.

5. Преданный безупречен (нидоша)

Преданный, который отдает свое тело, ум, и речь Кришне и всегда старается исполнить волю Господа, считается безупречным.

В качестве примера можно привести Луну, на поверхности которой видны пятна, кажу­щиеся изъянами. Однако эти пятна не могут воспрепятствовать свету, исходящему от полной Луны. Подобным же образом, небольшой недостаток в характере преданного не должен рас­сматриваться как несовершенство, если такой преданный занят непрерывным преданным служением. Привязанность к Кришне - это трансцендентное блаженство, и в океане транс­цендентного блаженства небольшое пятно материального несовершенства не имеет никако­го значения.

6. Преданный великодушен (ваданья)

Преданный великодушен, так как знает, что любовь к Кришне является величайшей цен­ностью на свете. Он раздает ее, не имея никаких личных мотивов, и в этом ему невозможно помешать. Его милость не знает границ, и ничто не может сравниться с удачей тех, кто при­нимает этот дар.

«Я приношу свои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, который является самым щед­рым воплощением, поскольку Он свободно раздает то, что никогда не давалось прежде -чистую любовь к Богу». (Шрила Рупа Госвами)

7. Преданный спокоен и мягок (мриду)

Преданный не гонится за иллюзорным материальным счастьем и следующим за ним страданием. Он всегда остается умиротворенным, поскольку он удовлетворен в сознании Кришны. Его спокойствие и мягкость происходят не от робости, но из чувства глубокого удовлетворения. В своем спокойствии он подобен великому океану. Все люди возбуждены и любят пустословить, обсуждая мирские события, свои удачи и неудачи. Преданный же все­цело полагается на Кришну и просто пытается исполнять волю Господа.

8. Преданный чист (шучи)

Движение Сознание Кришны призвано произвести в мире «революцию чистоты», распро­страняя принципы гигиены, и, что еще более важно, проповедуя очищение сердца путем по­вторения Харе Кришна маха-мантры.

Законы религии основаны не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на че­тырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и прав­дивости. Соблюдение телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но еще в большей мере необходима чистота ума, а она достигается прославлением Всевышнего Гос­пода. Не прославляя Всевышнего Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме. Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она не имеет понятия о Боге, и по одной этой причине люди такой цивилизации не могут обладать хорошими каче­ствами, как бы они ни были оснащены в материальном отношении» (ШБ, 1.17. 25, ком.).

9. Преданный не имеет материальной собственности (акинчана)

Высшая ступень духовного осознания - видеть, что все принадлежит Кришне. Но пре­данный, будучи бесстрашным, сострадательным и воодушевленным, не удовлетворяется простым пониманием того, что все принадлежит Кришне. Преданный использует все в сво­ем служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо. В таком одухотворенном мире все люди получат благословения Кришны, станут умиротворенными, достигнут процвета­ния и в конце жизни вернутся домой, обратно к Богу.

10. Преданный трудится на благо каждого (сарвопакарака)

Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как сознание Кришны предназначено для всего человечества и для всех форм жизни. Оно обращено не к какой-то определенной расе, национальности или полу, а ко всем живым существам.

«Обязанность каждого живого существа - трудиться для блага других, используя для это­го свою жизнь, богатство, разум и речь» (ШБ, 10.22.35).

11. Преданный умиротворен (шанта)

Под словом «умиротворение» подразумевается не какое-то идеальное физическое состоя­ние, которое может быть нарушено в любой момент. Умиротворение - это состояние души, пребывающей в гармонии с Господом, а это возможно только для преданного, осознающего, что Кришна есть все. Осознание того, что ничто не существует помимо Кришны, - основа мира и бесстрашия.

«Человек, полностью сознающий Мена, знающий, что в конечно счете все жертвоприно­шения и аскетизм направлены на Меня, что Я Верховный властитель всех планет и полубо­гов, а также благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материаль­ных страданий» (БГ, 5.29).

12. Преданный - душа, вручившая себя Кришне (кришнаика-шарана).

Предание себя Кришне - не выдумка. Оно авторитетно и научно. Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться. Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят какой-либо деятельностью и не теряет ни секунды. Он стремится к то­му, чтобы полностью вручить себя Кришне и, освободившись, таким образом, от всех мате­риальных желаний, служить Господу все больше и больше. «Слабость заставила меня утра­тить всякое самообладание: я уже не вижу, в чем же мой долг, укажи мне верный путь. Те­перь я Твой ученик, вручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня» (БГ. 2.7).

13. Преданный свободен от желаний (акама)

Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает, что благодаря та­кой деятельности в сознании Кришны, все его материальные желания полностью удовлетво­рены. У него больше нет никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного -служить духовному учителю и Кришне.

14. Преданный безразличен к материальным приобретениям (аниха)

Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но он не привя­зывается к этим вещам и не зависит от них. Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строя здания и издавая многочисленные книги о сознании Кришны; но если у него нет материальных ценностей, он может служить Кришне, просто повторяя Харе Кришна ма-ха-мантру.

15. Преданный стоек (стхира).

«Тот, кто одинаково относится к друзьям и врагам, остается невозмутим в чести и бесчес­тии, в жаре и холоде, в счастье и несчастье, в славе и бесславии, кто освобожден от осквер­няющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании и посвятил себя преданному служению, такой человек очень дорог Мне»(БГ. 12.18).

Преданный должен осознать Кришну настолько, чтобы никакие соблазны, несчастья или противоречивые философские теории не могли поколебать его решимость выполнять указа­ния гуру и Кришны.

16. Преданный полностью контролирует шесть дурных качеств (виджита-шад-гуна) «Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный чело­век должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души» (БГ. 16,.21).

Шесть дурных качеств - это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и безумие. Чистый преданный контролирует эти качества, будучи полностью занятым в служении Кришне. Контроль чувств становится возможным не за счет их сдерживания или механиче­ского подавления, а благодаря трансцендентному знанию и обретению трансцендентного вкуса.

17. Преданный ест ровно столько, сколько необходимо (мита бхук)

«Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арджуна» (БГ. 6,16).

Шрила Прабхупада говорил: «Наполняйте четверть своего желудка водой, половину пи­щей, а оставшуюся четверть - воздухом. НЕ ПЕРЕЕДАЙТЕ».

18. Преданный свободен от опьянения материальными соблазнами (апраматта) Преданный не опьянен материальными наслаждениями. Он сокращает свои материальные

нужды до разумного минимума и самоотверженно отдает свою жизнь служению Кришне. Поэтому его жизнь является истинным образцом умеренности, уравновешенности и здра­вомыслия.

19. Преданный почтителен (манада)

Преданный всегда оказывает почтение другим, не требуя почтения к себе. Преданный с уважением относится ко всем живым существам. Он понимает, что Кришна дал им всем жизнь, и у него нет никакого права отнимать ее.

20. Преданный свободен от ложного престижа (амани) Ложный престиж можно понимать двояко:

1). Объекты наших устремлений в действительности не представляют ценности, как ка­жется.

2). Наши претензии на обладание каким-либо желанным объектом или положением

незаконны.

Преданный свободен от обоих видов ложного престижа. Он не прельщается блеском ма­териальных достояний, так как знает, что все привлекательное - это лишь тень Кришны, всепривлекающей причины всех причин.

21. Преданный серьезен (гамбхира)

В сознании Кришны много радостных моментов, однако, отказаться от материальной жизни и подготовиться к возвращению обратно к Богу - нешуточная задача для обуслов-

ленной души. Это очень серьезная цель. Быть серьезным - значит всегда думать о том, как продолжать прогрессировать в сознании Кришны и развивать свою любовь к Кришне и Его возлюбленным преданным.

22. Преданный сострадателен (каруна)

Сострадание заключается в проповеди, а движущей силой является чистота. Проповедь зиждется на искренности и чистоте сердец преданных Господа.

23. Преданный дружелюбен (майтра)

Преданный - друг каждого, так как он ведет всех преданных к Кришне. Кришна - лучший друг всех живых существ.

24. Преданный поэтичен (кави)

Помимо того, что преданный может сочинять стихи, он еще наделен поэтическим вос­приятием мира. Он выходит за рамки обыденности и ощущает присутствие Кришны в чис­той воде, а солнце видит как глаз Кришны. Преданный использует свою речь для прослав­ления Господа и созерцает своим внутренним взором удивительную красоту трансцендент­ной формы Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Каждую минуту преданный по-новому переживает сознание Кришны. Он - поэт.

25. Преданный искусен во всем (дакша)

Умение предаваться Кришне и делать все необходимое для служения Ему - признак опытного преданного.

26. Преданный молчалив (мауни)

Преданный никогда не говорит чепухи, в этом заключается его молчаливость. Но если уж он заговорит, то все его слова посвящены прославлению Всевышнего Господа, Шри Криш­ны.

Из этих 26 качеств преданного одно - кришнаика-шаранам, или «преданный принимает исключительное прибежище у Кришны» является стержневым, оно проявляется всегда, во всех ситуациях. Это то качество, которое делает преданного преданным (ШБ 1.16.1).

Остальные 25 качеств преданный может проявлять по мере того, как это становится на­сущным в служении Кришне и вайшнавам. Иногда они могут проявляться все вместе, иногда определенное качество вайшнава проявляется ярче, чем другие.

Однако нужно быть бдительным в своем отношении к вайшнавам, не допуская их оценки не по наличию качества преданности Господу, а по второстепенным качествам, которые в нем могут быть проявлены еще не в полной мере. Эта склонность может привести нас на путь сравнения преданного с материалистами. И если мы ценим в преданном, в первую оче­редь, второстепенные качества, то некоторые материалисты могут показаться нам более при­влекательными, чем преданные. Это - путь, ведущий к джана-санге и потере преданности Господу и общества вайшнавов. Среди материалистов можно найти яркие примеры проявле­ний качеств великодушия и милосердия, почтительности, сострадания, дружелюбия и даже смирения. Привлекаясь, в первую очередь, этими (или другими) качествами, мы окажемся в другом обществе.

Вайшнав ценит именно преданность Господу, и остальные качества проявляются в нем по мере его самоосознания, так как эти качества - естественные качества чистой души.

Можно развивать в себе эти второстепенные качества наряду с ангами (видами) бхакти, такими как шраванам, киртанам и т.д. Преданный, строго следующий вайшнавскому этике­ту, естественным образом взращивает в себе многие из качеств преданного.


Тема. Правила этикета взаимоотношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: