double arrow

В основе этикета взаимоотношений преданных со всеми живыми существами лежат 2 принципа - это уважение и благодарность.

Оба они основываются на практическом понимании того, что все живые существа явля­ются неотъемлемыми частицами Кришны и очень дороги Ему такие, как они есть, а также того, что в этом мире нам никто ничего не обязан. Если кто-то, пользуясь своей свободой во­ли, делает что-то для преданного, то он откликается с благодарностью, причем так, чтобы дать или усилить их сознание Кришны.

Естественным следствием благодарности является верность. Фамильярность является противоположностью уважению, когда вольность поведения оправдывается близостью взаи­моотношений, когда мы стираем какие-то рамки, границы в отношениях, что ведет к пренеб­режению правилами вайшнавского этикета (какой такой этикет я должен соблюдать по от­ношению к себе самому?..)

«Лрабху» - это обращение к преданным-мужчинам, что означает «господин». «Матаджи» - обращение к женщинам, что означает «мать, матушка».

В отношениях между преданными противоположного пола такое обращение (и соответст­вующее отношение) позволяет соблюдать необходимую дистанцию, которая будет удержи­вать их от фамильярности. Обращение к преданным «мужчина», «женщина», «дама» и т.д. усиливает телесные концепции жизни и не способствует установлению правильного отно­шения и дистанции в отношениях.

С духовной точки зрения все живые существа равны: как в мужских, так и в женских те­лах находятся души, частички Кришны, обладающие равным правом распоряжаться свобо­дой выбора, данной им Кришной. Таким образом, душа, в каком бы теле она ни находилась, не лишается права быть занятой преданным служением Господу, встать на путь самоосозна­ния.

Однако, пока личность отождествляет себя с телом, в котором она находится, необходи­мо учитывать возможные взаимодействия ложного эго. Эти взаимодействия способны уси­лить телесные концепции и, таким образом, ослабить или даже полностью разрушить духов­ную жизнь преданного. Поэтому, стремясь уберечь преданного противоположного пола от усиления телесных представлений о жизни, можно проявить свое уважение к нему, как к преданному, стремящемуся развить духовное сознание, а также уважение к его выбору (соз­нания Кришны, а не тела) (ШБ 1.10.16).

Наряду с духовным равенством между мужчинами и женщинами, их равенством на право заниматься преданным служением, также существует разница между ними в том случае,

если

они не свободны до конца от телесных представлений о жизни (от ложного эго). Эта разница проявляется в их разных ролях в обществе (т.е. на социальном уровне), в разных психофизи­ческих возможностях (т.е. на физическом, эмоциональном и интеллектуальном уровне). Об­ратите внимание на то, что это все материальные уровни отождествления души. От природы женщина олицетворяет собой статическое начало, т.е. умиротворение, поддержание, ста­бильность. А деятельность, активность, созидание, движение - эти качества олицетворяются в мужчине. Поэтому традиционно в ведическом обществе женщина занимается поддержани­ем домашнего очага, умиротворяя страсть мужчины и, воспитывая детей, а мужчина являет­ся двигателем прогресса в обществе. На нем также лежит ответственность за духовное разви­тие его самого и тех, кто от него зависит.

Отношения с противоположным полом всегда должны быть ограничены, но в разной сте­пени, в зависимости от занимаемого человеком ашрама. Брахмачари должен общаться с женщинами очень отстраненно, только в рамках служения. Грихастха имеет возможность удовлетворять свои чувства с одной женщиной - законной женой, и только в рамках ведиче­ских правил и предписаний. Тот, кто удаляется от мирских дел (ванапрастха), может еще общаться со своей женой, но исключительно в целях развития сознания Кришны. Однако, принятие санньясы означает полное отречение от близких отношений с женщинами и удов­летворения чувств.

В обществе преданных всегда есть те, кто старше нас, те, кто равны нам и те, кто младше нас. Положение преданного по отношению к нам мы можем определить на основании его духовного уровня, веры, знания и осознания шастр. Но это не всегда возможно, особенно в том случае, если мы еще не способны различать это. Тогда мы можем пользоваться более формальными, но зато достаточно просто определяемыми критериями:

- дата получения 1-й или 2-й инициации;

- время, в течение которого человек занимается служением в обществе Сознания Кришны;

- его положение в административной системе общества сознания Кришны;

- социальный статус, то есть, уровень его ответственности (например, грихастха считается

более старшим, чем брахмачари при равенстве всех прочих критериев);

- возраст (физического тела)

■ Старшим преданным следует выражать почтение, радоваться возможности общения с

ними, учиться у них, вопрошать и слушать. Также следует предлагать им свою помощь в

выполнении их служения (ШБ 1.12.17; 6.7.33; ИВН, стр. 646);

■ с равными следует развивать дружбу, обсуждать темы о Кришне и преданном служе­нии;

■ к младшим следует проявлять милость и сострадание, терпимо относясь к их недостат­кам

и, помогая им развиваться духовно.

Однако следует избегать зависти к уровню старших преданных, гордости при общении с равными и высокомерия по отношению к младшим. Это проявляется в том, что старшим мы должны стараться служить; перед равными мы должны не кичиться своими достижениями, а радоваться их успехам; а младшим мы не должны указывать постоянно на их недостатки, а наоборот, стараться искать способы вдохновить их развиваться (ШБ 4.8.34)

Оказываясь в положении старшего преданного, мы должны считать себя смиренным слугой. Если кто-то выражает нам знаки почтения, то следует смиренно принять их, а затем предложить их духовному учителю, а также оценить по достоинству замечательные качества тех преданных, которые оказывают нам эти знаки почтения. Думать: «Я достоин прославле­ния» или «Я не достоин прославления» означает думать о себе.

Преданные также должны почтительно относиться к принципам мирской морали. Они должны внешне соблюдать их до той степени, до какой они не заставляют их нарушать принципы сознания Кришны.

Преданный должен видеть души во всех живых существах, находящихся в низших фор­мах жизни, и стараться дать им сознание Кришны: накормить прасадом, произнести перед ними святые имена и т.д. Вместе с тем, в ведической культуре животным не позволялось жить в доме. Это противоречит принципам чистоты, а также не способствует поддержанию в доме атмосферы храма (где в центре Господь и отношения с Ним). В то же время ведическая культура уделяет особое внимание защите коров. Корова - одна из 7 матерей человека. То, что дает корова, действует очищающе: моча, навоз, молоко, гхи, йогурт... Поэтому в Индии коровам даже проводят пуджи.

 
 


Тема. Оскорбления преданных. Критика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: